Когда любовь не просит хлеба

Стать автором сериалов литературный редактор журнала «На экранах» Юлия Лешко решила из озорства...
Стать автором сериалов литературный редактор журнала «На экранах» Юлия Лешко решила из озорства. Началось все с классического «Слабо?» из уст главного редактора журнала Людмилы Перегудовой. В итоге снятый по сценарию Лешко сериал «Подружка Осень» получил высокий рейтинг не только на белорусских, но и на российских телеканалах. За него она удостоилась высшей кинематографической награды Беларуси «Хрустальный аист» на IV Национальном фестивале белорусских фильмов в Бресте и нескольких дипломов, в том числе Международного кинофестиваля «Золотой Витязь».

Сотрудничество с питерскими кинематографистами из студии «Позитив–ТВ», снимавшей «Подружку Осень», продолжилось и вылилось в новый сериал «Нежная зима», который белорусские зрители увидят в новом сезоне на Первом Национальном телеканале, а канал «Россия» покажет уже в канун Рождества.

Одним словом, в Минске появился новый актуальный автор с немалым коммерческим потенциалом. На таких у российских продюсеров нюх.

С миру по нитке — будет сценарий

— Я — пишущий журналист, достаточно ироничный по жизни человек. Но ирония, согласитесь, бывает наказуема. И тогда наступает время испытаний. Для меня таким испытанием стал объявленный в 2000 году республиканский конкурс на лучший киносценарий. Подумала: «Критиковать–то мы все мастера. А что если рискнуть и написать сценарий самой?»

И сразу поняла: что–то очень сильно выдумать у меня не получится. Значит, надо отталкиваться от чего–то более–менее жизненного. Взяла за основу историю семейной жизни лучшей подруги и образ своего давнего друга — врача–реаниматора...

— Сценарий «Подружки Осени» действительно заметили сразу?

— Да. На конкурсе я получила диплом. Как потом выяснилось, экранизировали единственный сценарий из 80 представленных проектов — мой. Кстати, странным образом некоторые сюжетные линии сериала воплотились в реальность. Выяснилось, что тяжело больна моя подруга. В январе она покончила с собой... И в семейной жизни возникли определенные параллели... Я и решила: раз уж так происходит, надо написать что–то такое, где бы все были живы, здоровы и все хорошо заканчивалось. Так появился сценарий полнометражного фильма «Рифмуется с любовью». Вот, кстати, что рифмуется с любовью?

— Бровь, морковь, кровь...

— Ну хоть с третьего слова угадали. Да, речь там идет о врачах–гематологах. По–моему, получилась очень неплохая история.

Жизнь — это беспрерывная цепь добра.

— А в какой момент вы решили, что сценарий будет именно о врачах–гематологах, а не о хирургах, например?

— Вспомнился случай из юности. По радио сообщили, что в роддоме на улице Бельского от потери крови умирает молодая женщина, и просили всех, у кого четвертая группа, резус отрицательный, приехать и сдать кровь. Моя мама собралась и поехала. Но скоро вернулась, потому что желающих помочь оказалось слишком много... Прошло время. Однажды на глаза попалось интервью с Ольгой Алейниковой, директором Центра детской онкологии и гематологии в Боровлянах. И я поймала себя на мысли: есть же люди, живущие чужой болью, которые буквально ежедневно делятся с кем–то своей жизнью — и в прямом, и в переносном смысле... В результате родился сюжет о частном случае, когда практикующий врач–гематолог становится донором для больной девочки.

— Юлия, определение «женская проза» для вас не обидно?

— Нет. К тому же я иронично называю свою прозу не женской, а «женственной»: все внутри себя, внутри чувств, без особых глобальных конфликтов. В конце концов, самые сильные конфликты и самые грандиозные события происходят в душе человека.

Стоянов сразу различил «бабий» текст

— В работе с питерскими кинематографистами приходилось наступать на горло собственной песне?

— Это рабочие моменты. Например, Юрий Стоянов наметил для себя роль и попросил ее углубить, сделать более масштабной, интересной. Мы это дописали вместе с режиссером Анной Пармас. Я легко согласилась на соавторство, подумав, что корона с меня не упадет. Ведь я все равно любитель... Кстати, Стоянов, когда прочел сценарий, спросил: «А кто это — Ю.Лешко?» Ему ответили: «Юлия Лешко, белорусский автор». Он засмеялся: «Ну я же вижу — бабий текст!..»

Да, я сознательно пошла на все компромиссы с питерской стороной, но взамен «пропиарила» наших белорусских актеров. Например, специально написала одну из ролей для Светланы Боровской. Мы давно дружим, и я всегда знала, что она не только телеведущая, но и по–настоящему талантливая актриса. Сейчас все, кто видел фильм, с восторгом отзываются прежде всего о работе Светы.

— Юлия, а почему повезло все–таки вам? Есть куча сценаристов, которые и не надеются на экранизацию?

— Не знаю... Меня же снимает одна и та же студия. Получив коммерческую отдачу от первого проекта, они, очевидно, решили, что со мной можно иметь дело. Когда «Подружка Осень» шла по центральным каналам, она заняла третье место в месячном рейтинге — после «Петербургских тайн» и «Маросейки, 12». Телепродюсеры все это тщательно отслеживают. К тому же сериал хорошо продавался на кинорынках. В общем, мотивацию понять можно: если сериал окупился, почему бы не повторить успех? Так что в моем «везении», пожалуй, главную роль сыграл трезвый расчет продюсеров.

Вообще, из своей собственной жизни я сделала вывод, что за любовь (в том числе и зрительскую) не нужно бороться. Если это настоящая любовь, обязательно наступает момент, когда уже она начинает бороться за тебя. Есть такие стихи: «Хлеб — хлебом, любовью — любовь остается, очаг — очагом, небеса — небесами...» Существуют вечные ценности, которые никому не дано подменить.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter