Стать автором сериалов литературный редактор журнала «На экранах» Юлия Лешко решила из озорства. Началось все с классического «Слабо?» из уст главного редактора журнала Людмилы Перегудовой. В итоге снятый по сценарию Лешко сериал «Подружка Осень» получил высокий рейтинг не только на белорусских, но и на российских телеканалах. За него она удостоилась высшей кинематографической награды Беларуси «Хрустальный аист» на IV Национальном фестивале белорусских фильмов в Бресте и нескольких дипломов, в том числе Международного кинофестиваля «Золотой Витязь».
Сотрудничество с питерскими кинематографистами из студии «Позитив–ТВ», снимавшей «Подружку Осень», продолжилось и вылилось в новый сериал «Нежная зима», который белорусские зрители увидят в новом сезоне на Первом Национальном телеканале, а канал «Россия» покажет уже в канун Рождества.
Одним словом, в Минске появился новый актуальный автор с немалым коммерческим потенциалом. На таких у российских продюсеров нюх.
С миру по нитке — будет сценарий
— Я — пишущий журналист, достаточно ироничный по жизни человек. Но ирония, согласитесь, бывает наказуема. И тогда наступает время испытаний. Для меня таким испытанием стал объявленный в 2000 году республиканский конкурс на лучший киносценарий. Подумала: «Критиковать–то мы все мастера. А что если рискнуть и написать сценарий самой?»
И сразу поняла: что–то очень сильно выдумать у меня не получится. Значит, надо отталкиваться от чего–то более–менее жизненного. Взяла за основу историю семейной жизни лучшей подруги и образ своего давнего друга — врача–реаниматора...
— Сценарий «Подружки Осени» действительно заметили сразу?
— Да. На конкурсе я получила диплом. Как потом выяснилось, экранизировали единственный сценарий из 80 представленных проектов — мой. Кстати, странным образом некоторые сюжетные линии сериала воплотились в реальность. Выяснилось, что тяжело больна моя подруга. В январе она покончила с собой... И в семейной жизни возникли определенные параллели... Я и решила: раз уж так происходит, надо написать что–то такое, где бы все были живы, здоровы и все хорошо заканчивалось. Так появился сценарий полнометражного фильма «Рифмуется с любовью». Вот, кстати, что рифмуется с любовью?
— Бровь, морковь, кровь...
— Ну хоть с третьего слова угадали. Да, речь там идет о врачах–гематологах. По–моему, получилась очень неплохая история.
Жизнь — это беспрерывная цепь добра.
— А в какой момент вы решили, что сценарий будет именно о врачах–гематологах, а не о хирургах, например?
— Вспомнился случай из юности. По радио сообщили, что в роддоме на улице Бельского от потери крови умирает молодая женщина, и просили всех, у кого четвертая группа, резус отрицательный, приехать и сдать кровь. Моя мама собралась и поехала. Но скоро вернулась, потому что желающих помочь оказалось слишком много... Прошло время. Однажды на глаза попалось интервью с Ольгой Алейниковой, директором Центра детской онкологии и гематологии в Боровлянах. И я поймала себя на мысли: есть же люди, живущие чужой болью, которые буквально ежедневно делятся с кем–то своей жизнью — и в прямом, и в переносном смысле... В результате родился сюжет о частном случае, когда практикующий врач–гематолог становится донором для больной девочки.
— Юлия, определение «женская проза» для вас не обидно?
— Нет. К тому же я иронично называю свою прозу не женской, а «женственной»: все внутри себя, внутри чувств, без особых глобальных конфликтов. В конце концов, самые сильные конфликты и самые грандиозные события происходят в душе человека.
Стоянов сразу различил «бабий» текст
— В работе с питерскими кинематографистами приходилось наступать на горло собственной песне?
— Это рабочие моменты. Например, Юрий Стоянов наметил для себя роль и попросил ее углубить, сделать более масштабной, интересной. Мы это дописали вместе с режиссером Анной Пармас. Я легко согласилась на соавторство, подумав, что корона с меня не упадет. Ведь я все равно любитель... Кстати, Стоянов, когда прочел сценарий, спросил: «А кто это — Ю.Лешко?» Ему ответили: «Юлия Лешко, белорусский автор». Он засмеялся: «Ну я же вижу — бабий текст!..»
Да, я сознательно пошла на все компромиссы с питерской стороной, но взамен «пропиарила» наших белорусских актеров. Например, специально написала одну из ролей для Светланы Боровской. Мы давно дружим, и я всегда знала, что она не только телеведущая, но и по–настоящему талантливая актриса. Сейчас все, кто видел фильм, с восторгом отзываются прежде всего о работе Светы.
— Юлия, а почему повезло все–таки вам? Есть куча сценаристов, которые и не надеются на экранизацию?
— Не знаю... Меня же снимает одна и та же студия. Получив коммерческую отдачу от первого проекта, они, очевидно, решили, что со мной можно иметь дело. Когда «Подружка Осень» шла по центральным каналам, она заняла третье место в месячном рейтинге — после «Петербургских тайн» и «Маросейки, 12». Телепродюсеры все это тщательно отслеживают. К тому же сериал хорошо продавался на кинорынках. В общем, мотивацию понять можно: если сериал окупился, почему бы не повторить успех? Так что в моем «везении», пожалуй, главную роль сыграл трезвый расчет продюсеров.
Вообще, из своей собственной жизни я сделала вывод, что за любовь (в том числе и зрительскую) не нужно бороться. Если это настоящая любовь, обязательно наступает момент, когда уже она начинает бороться за тебя. Есть такие стихи: «Хлеб — хлебом, любовью — любовь остается, очаг — очагом, небеса — небесами...» Существуют вечные ценности, которые никому не дано подменить.
Когда любовь не просит хлеба
Стать автором сериалов литературный редактор журнала «На экранах» Юлия Лешко решила из озорства...