Когда лучшее - не враг хорошему

"Куда же мне поступать: в Минск в университет поехать или, например, в Краков? Школьная программа у нас с поляками одинаковая, вероятно,и вступительные экзамены будут мало чем отличаться" - очень скоро так сможет рассуждать выпускник из полесской глубинки.
"Куда же мне поступать: в Минск в университет поехать или, например, в Краков? Школьная программа у нас с поляками одинаковая, вероятно,и вступительные экзамены будут мало чем отличаться" - очень скоро так сможет рассуждать выпускник из полесской глубинки. Концепция школьного образования XXI века предполагает, что любой школьник может выбирать вуз не только в своей стране, но и за рубежом.

По словам директора Международного бюро просвещения ЮНЕСКО Сесилии Браславски, наступает время "global education" - учиться жить вместе. Это и стало главной темой прошедшего в Минске регионального семинара "Опыт и перспективы развития содержания образования в XXI веке" с участием представителей Украины, России, Молдовы и Беларуси.

"Для нас это новый термин. Получается, что образование в школе должно быть глобальным и в то же время локальным. Сейчас для каждой из наших стран важно разработать свой путь развития образования в этом направлении. Полученные знания должны позволить человеку чувствовать себя уверенно в любой стране мира. Говоря простым языком, все школьники мира должны изучать примерно одно и то же, но при этом нужно учитывать национальные особенности", - говорит председатель Национальной комиссии Беларуси по делам ЮНЕСКО Владимир Счастный.

От современной школы сейчас требуется многое: умение дать ученику высокий уровень знания иностранных языков и точных наук, компьютерные навыки. Необходима и новая система преподавания истории, культуры и литературы (во всем мире, по исследованиям социологов, дети стали читать меньше). Впервые за последние 10 лет представители Украины, России, Молдовы и Беларуси собрались вместе, чтобы обсудить изменения в школьном образовании, поделиться опытом, наметить совместные программы. Реформа школьного образования в этих странах проходит примерно одинаково: у каждой из них есть стремление к 12-летнему образованию и 10 - 12-балльной системе оценки, многопрофильности классов, изучению иностранных языков начиная с младших классов, замене экзаменов тестированием. Последние 10 лет эта реформа не прекращается, и определяется она социальным заказом общества.

По мнению участников семинара, образование должно приобретать общественный характер. И если раньше "нас всех учили понемногу, чему-нибудь и как-нибудь", то сейчас школа ориентируется на те предметы, которые ребенку пригодятся в жизни.

Как считает директор Национального института образования Министерства образования Беларуси Владимир Пархоменко, школа должна давать не просто общеобразовательные знания, а и знания, помогающие выживать в тех или иных условиях, и умение влиять на социально-экономические процессы. Сейчас работникам образования предстоит решить одну из самых сложных и парадоксальных задач: при постоянно увеличивающемся объеме информации разгрузить учебный план. Логичным выглядит объединение предметов по интересам: обществознание, естествознание и так далее.

К тому же школьное образование должно быть поликультурным, ориентированным на общечеловеческие ценности. Для начала надо решить не с какого возраста, например, детям изучать иностранные языки, а как учителям их преподавать. Многие учителя считают, что в школах курс "Мировая культура" нужно заменить обязательным предметом: дети должны знать, например, что такое ислам - этого требует политическая ситуация в мире. Необходима гуманизация школьной программы.

Что касается 12-летнего образования, то в нашей стране оно потихоньку внедряется, в Украине его хотят сделать обязательным, а в Молдове дети уже давно сидят за партой по 12 лет. Но если раньше старались привить теоретические знания, то сейчас школьное образование призвано давать прикладные навыки. Причем в центре всего учебного процесса должны быть ребенок и учитель, причем учитель-исследователь. Только тогда школьные знания будут соответствовать запросам современного общества, а сама система образования станет не только просветительской, но и жизнетворческой. И выпускник из полесской глубинки вполне может продолжить образование и в Минске, и в Кракове, и в Лондоне.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter