Когда кукла оживает...

За годы детства каждый ребенок по-своему привязывается к любимой игрушке, переживая множество разнообразных чувств. У маленького человека устанавливаются особые отношения со своей куклой.Кукла являлась с древних времен предметом постоянной заботы девочки, будущей хранительницы и продолжательницы рода. Она служила для обучения навыкам ухода за ребенком, заботы о нем. При всем разнообразии кукол есть одно обязательное требование: этой игрушке необходимо быть доброй, обаятельной, притягательной для ребенка.
Игры в подражание

Кукла или мягкая игрушка выступает для ребенка, особенно если он один в семье, в качестве преданного друга, который все понимает и не помнит зла. Потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника — не только у девочек, но и у мальчиков. С раннего возраста ребенок сам пробует “водить” куклу, говорить за нее. На первоначальном этапе своего развития дети еще не умеют играть самостоятельно. Взрослые, используя личный пример и опираясь на эмоциональную отзывчивость ребенка, развивают у него способность запоминать действия и исполнять небольшие игровые роли.
Дети второго-третьего года жизни могут осваивать разнообразные действия или просто “играть” в подражание взрослым. Речь ребенка становится образнее, выразительнее, он сам придумывает смешные сценки, показывает свой кукольный театр. Его воображение, память развиваются, он старается запомнить сказки, сценки из детских спектаклей, чтобы потом их воспроизвести. Коротенькие рассказы, инсценировки с куклами развивают воображение, мышление детей.
Взрослый умело комплектует игрушки для игры ребенка раннего возраста, создает подсказывающую ситуацию: “Куклу будем мыть” — рядом кладется маленький кубик-мыльце. Затем действия расширяются, игрушки становятся разнообразнее и покупают их здесь, а действия приобретают последовательность и законченность. Например, разыгрывается сюжет “Прием гостей”. К кукле должны прийти гости. Что для этого нужно? Взрослый выносит кукольную посуду или открывает шкаф с посудой. Ребенок сам накрывает на стол, ставит угощение, расставляет мебель, усаживает гостей. Можно помочь озвучить ребенку некоторых гостей, создать проблемную ситуацию: не хватает блюдца, чем заменим? Чтобы разнообразить угощение, можно испечь крендели (слепить из пластилина) и т.д. Дети трехлетнего возраста часть игрушек, необходимых для игры, находят в знакомых местах хранения или просят достать ту или иную игрушку, предмет.

Реальное и воображаемое рядом

В игре ребенок воссоздает определенные жизненные ситуации с помощью условных действий с игрушками, заменяющими предметы, животных. Затем ребенок осваивает изобразительные, речевые и воображаемые действия, которые совершаются в “уме”.
Имитация реальности или воспроизведение готовых образцов даже для детей раннего возраста совершенно необязательны. Взрослых не должно смущать, что последовательность игровых действий не всегда соответствует реальной. Один ребенок выделяет определенные моменты как особо значимые, а другой — опускает их или отражает вскользь.
Первый шаг в овладении сложной системой знаков и символов ребенок делает тогда, когда вместо “настоящего предмета” берет то, что с помощью воображения наделяет функцией замещения. Уже с одного года 3 месяцев дети начинают использовать первые предметы-заместители. Пластмассовая крышечка может быть в игре тарелкой, чашкой, пирогом, палочка — ложкой, ножом, бананом. Предмет-заместитель может стать ключевым, превратиться в “главную” игрушку: отрезок ткани, свернутый жгутиком и перевязанный, станет куклой, а деревянный брусок — машинкой, кроватью, столом.
К трем годам игровая воображаемая ситуация начинает активно присутствовать в деятельности ребенка, помогая представить то, чего он не видел наяву, но о чем узнал из мультфильмов, сказок, рассказов. Так развиваются творческие и интеллектуальные способности малыша.

Сюжетная игра — продолжение игры в подражание

На втором году жизни ребенка сюжетная игра еще только зарождается и занимает в среднем 5 минут. Ребенок берет на себя роль (мама, врач и т.д.) и организует свои действия в соответствии с нею. Смысловые комментарии взрослых направят игру в нужное русло, разнообразят ее и увеличат время сосредоточения ребенка на игре до 15 — 20 минут. Так как самостоятельная игра с образной игрушкой представляет в основном многократное повторение игрового действия, разнообразить ее можно путем включения дополнительных персонажей, дополнительных образных игрушек.
Игрушка не только занимает детей раннего возраста во время “игры поодиночке”, она может инициировать совместные игры (“строим дом для куклы”).
После двух с половиной лет ребенок начинает соотносить свои действия и себя с конкретным взрослым, называть себя именем этого взрослого: появляется роль в действии, разговор с куклой. Это важные предпосылки для зарождения самостоятельной сюжетной игры. Но если ребенок к трем годам еще не достиг таких высот, как самостоятельное называние своей роли, достаточно и того, что в его игре появилась роль в действии, малыш достаточно легко использует предметы-заместители, называет свою игровую роль с помощью взрослого.
Важное значение имеет расположение игрушек. Место для игрушек можно выбрать вместе с ребенком — наблюдая за его игрой, подмечаем любимые места сына или дочки. Но есть и некоторые “законы”. Ближе к стенке, в отгороженном с помощью невысокой ширмы или полочки на колесиках пространстве, взрослые оборудуют кукольный уголок. На третьем году жизни ребенка в уголке игрушек появляется кукольная мебель, бытовая техника, кухонная и столовая посуда.
В младшем дошкольном возрасте игру стимулируют игрушки, в старшем игра возникает независимо от игрушек, под влиянием замысла. Для ребенка двух-трех лет важны сами действия с игрушками, а не их результат. В четыре-пять лет главный интерес вызывает выполнение той или иной роли, более старшие дети стараются играть убедительно, выразительно и правдиво (даже в игры-фантазии). Хорошая игра — хорошая школа жизни. Поддерживайте активность ваших детей, разделяйте вместе с ними радость игры! Совместная игра и игрушки соединят вас, сделают ваши отношения крепкими и открытыми.
Подрастающий ребенок предпочитает самостоятельно играть, создавая свой мир, творя и фантазируя. В следующий раз мы поговорим о режиссерских играх в старшем дошкольном возрасте.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter