Когда компьютер появится в каждой семье

В Беларуси, по некоторым оценкам, продается до 250 тысяч компьютеров в год. Тем не менее, как полагают эксперты, до всеобщей компьютеризации населения еще далеко. Насколько быстро компьютерная техника придет в каждую семью, зависит от продавцов, покупателей и государственной политики в этой сфере, считает Алексей Залесский, руководитель отдела корпоративных продаж компании NTT, работающей с 1990 года.

В Беларуси, как сообщает заметка, продается до 250 тысяч компьютеров в год. Тем не менее, как полагают эксперты, до всеобщей компьютеризации населения еще далеко. Насколько быстро компьютерная техника придет в каждую семью, зависит от продавцов, покупателей и государственной политики в этой сфере, считает Алексей Залесский, руководитель отдела корпоративных продаж компании NTT, работающей с 1990 года.

— Где сегодня рядовой белорус может купить компьютер?

— Можно обратиться в большие компании, как наша, имеющие сеть в регионах стра- ны. Есть и локальные, региональные компании. Кроме того, свой товар предлагают огромное количество индивидуальных предпринимателей, работающих на рынках, в торговых центрах. Есть и неимоверное число интернет-магазинов. Свои услуги предлагают и много свободных торговых агентов, которые работают так, как им нравится. Есть и люди, которые собирают и продают технику своим друзьям и знакомым. Вы- ходит, что всех и не пересчитаешь, выбор у покупателей очень широкий.

— Некоторые эксперты утверждают, что рынок уже настолько насыщен, что новым продавцам места нет. Говорят, что и покупателей все меньше и меньше. Как вы относитесь к таким мнениям?

— Нет, я с этим не согласен. Рынок Беларуси нельзя считать полностью насыщенным, потому что он интенсивно развивается. За очень короткий промежуток времени компьютерная техника морально устаревает. Завтра выйдет новое программное обеспечение, новые “примочки”, требующие дополнительных ресурсов, и все старые компьютеры станут ненужными. О насыщенности рынка не приходится говорить, даже если оценивать ситуацию в Европе, где уровень компьютеризации значительно выше нашего. У нас же, например, еще есть немало предприятий и организаций, где считают на счетах или калькуляторе, занимаются бумажным документооборотом. К тому же нужно понимать, что у нас еще слишком мало людей имеют дома компьютеры. А о каких-то сложных системах, сетях, активном внедрении прочих технологий речь пока особо не идет.

— Может быть, причина в том, что этот специфический рынок в Беларуси еще недостаточно урегулирован? Есть много “серых” схем. Что делать, чтобы в выигрыше были и продавцы, и покупатели, и государство?

— Проблема неурегулированности рынка в значительной степени обусловлена тем, что государство часто меняет правила игры, принимаются новые и новые законодательные документы. Поэтому многим очень сложно четко спланировать работу даже на полгода вперед. Могут, например, изменяться ставки таможенных платежей. Вот если вы спросите у меня, какими будут у нас цены через год, то я точно ответить не смогу. Если курс доллара, условия налогообложения и размер ставок таможенных пошлин останутся на прежнем уровне — тогда все более или менее понятно. Но если хотя бы одна из переменных изменится, то и общий результат будет совсем иным.

— Что может сделать государство, чтобы компьютеры стали доступными, появились в каждой белорусской семье?

— Можно, о чем я уже говорил, снизить ставки таможенных пошлин, упростить процедуры таможенного оформления. Кроме того, всем известно, что около половины данной техники, реализуемой в розницу, продается в кредит. Если государство создаст стимулы для расширения кредитования и снижения процентных ставок, то это также будет иметь положительный эффект. Есть еще один фактор, который обязательно нужно учитывать. Думаю, что около 80 процентов покупателей ПК исходят из того, что помимо всего прочего с помощью этой техники они смогут выходить в Интернет. Я считаю, что доступ в Интернет для большинства рядовых белорусов пока дорогой. Поэтому, если, например, человек не готов ежемесячно платить за такую возможность 40—80 тысяч рублей, то у него автоматически может отпасть необходимость в покупке компьютера. Еще нужно, чтобы государство разрешило вопросы развития локальных сетей, беспроводных сетей. Это людям тоже интересно. Кроме того, у нас почти совсем не развито интернет-телевидение, IP-телефония. На пути к внедрению этих и других услуг много барьеров: сертификация, лицензирование, высокая стоимость услуг “Белтелекома” и др. В общем, нужно просто понимать, что сам по себе компьютер — это набор железа, предмет мебели. Компьютер всегда нужен именно для чего-то: смотреть кино, выходить в Интернет, набирать тексты, общаться, работать с графикой и так далее.

Как выбрать?

Нужно в первую очередь определиться, для чего вам нужен компьютер. Неправильно подходят некоторые, когда говорят, что хороший компьютер должен стоить тысячу долларов. Нужно просто понимать, для каких задач он нужен.
Необходимо также обращать внимание на опыт работы фирмы-продавца, ее сервис, гарантию. Чем больше гарантийный срок, тем лучше. Это — своеобразная страховка от дальнейших расходов. Например, за ремонт ноутбука порой могут попросить сумму, сопоставимую с первоначальной стоимостью этого устройства. Поэтому, думаю, лучше пойти в легальную фирму, купить ноутбук с надежной гарантией, пусть на 50—100 долларов дороже, чем предлагают еще где-то. Зато не придется тратить потом значительно больше.

Что лучше?

Если собираетесь носить с собой, то, естественно, следует покупать ноутбук. А для дома лучше обычный компьютер. У него, как правило, больше монитор. Его можно относительно легко модернизировать, подключать ТВ-тюнер, другие устройства. Ноутбук менее приспособлен для игр. К тому же он, как правило, дороже обычного стационарного компьютера.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter