Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Гонки – это адреналин и скорость». В «Коде личности» – руководитель и пилот «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович

«Когда гонишься за более высоким результатом, можешь потерять все»

Только вообразите: вы мчитесь по пескам на огромном грузовике, который весит более девяти тонн, ловко маневрируете, обгоняете соперников и первым приходите к финишу. Сколько эмоций! Гостю программы «Код личности» телестудии издательского дома «Беларусь сегодня» и представлять не нужно, ведь все это он переживал не раз. Пилот и руководитель гоночной команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович рассказал студентам и школьникам о том, что самое сложное в ралли и почему во время заезда нельзя медлить ни секунды.

Как попасть в команду?

О гонках Сергей Николаевич мечтал еще в детстве. Правда, не думал, что действительно свяжет свою жизнь с автоспортом:

– Можно сказать, что к позиции пилота меня привела череда случайностей. Изначально я работал на Минском автомобильном заводе в транспортном цеху. Когда создали «МАЗ-СПОРТавто» и парни съездили на ралли «Дакар», я решил присоединиться к команде. Долгое время был пилотом, а с 2016 года стал еще и руководителем.

Всем, кто хочет быть автоспортсменом, гость программы рекомендует начинать участвовать в гонках с 25 лет:

– Это оптимальный возраст для старта. Хотя я пришел в «МАЗ-СПОРТавто», когда мне было 32. Как попасть в команду? Все очень просто: приходите, пробуйте – и через какое-то время наверняка окажетесь за рулем грузовика. Однако помните, что в соревнованиях мы участвуем всего три-четыре раза в год. Все остальное время работаем над собой и усовершенствованием автомобиля. Ралли – это не просто погонять на красивом грузовике. 

Подготовка к соревнованиям включает прокачку не только техники, но и мышц, делится Сергей Вязович:

– Многие, видя красивую картинку по телевизору, даже не догадываются, как много работы стоит за каждым заездом. Мой обычный день проходит так: к 08:00 приезжаю на завод, до 17:00 работаю, а потом иду на тренировку в спортзал или в хорошую погоду наматываю километры на велосипеде. Это отличное кардио.

Однако есть еще одна важная составляющая успеха любой гонки – умение быть хладнокровным. А сохранять спокойствие, как признается спикер, у него получается не всегда: 

– Длина гоночной трассы – от 200 до 600 километров, а это четыре-шесть часов в пути. Как бы ни настраивался, во время соревнований могут произойти ситуации, которые выведут из равновесия. Наши соперники очень шустры, и любое замешательство приводит к потере драгоценного времени. 

Эпичные аварии в дюнах

Самым неудачным ралли для гонщика стал «Шелковый путь» в 2019 году. Команда была лидером состязаний, но из-за аварии пришлось сойти с дистанции, вспоминает Сергей Николаевич:

– Это произошло из-за моей ошибки: не смог сдержать свои амбиции, подвел коллектив. Да, тогда мы проиграли, но это стало хорошим уроком. Понял, что многие на меня рассчитывают, а минутная слабость или несдержанность рушит все планы. Победа в «Шелковом пути» в 2023 году помогла реабилитироваться в глазах коллектива. Хотя не могу сказать, что простил себя за ту ошибку. Когда гонишься за более высоким результатом, можешь потерять все. 

Правда, иногда фейлы происходят по вине обстоятельств. Гость программы вспомнил один случай, за который команду незаслуженно высмеяли пользователи соцсетей:

– В 2018 году во время ралли «Дакар» за 500 метров до финиша наша машина перевернулась. Это была эпичная авария. Оказалось, из-за песков мы не разглядели в дюнах шестиметровый обрыв. Двигались на большой скорости, думая, что впереди ровная дорога. Когда приехали на соревнования через год, я помнил про этот опасный участок и объехал его. И вот до финиша остается 200 метров, мы идем на обгон КАМАЗа и снова переворачиваемся: за год из-за ветра прямо перед финишем образовался еще один обрыв. Со стороны выглядело, будто мы дважды споткнулись на одном и том же месте, хотя на самом деле это не так. 


Кстати, любимая часть соревнования знаменитого пилота не награждение, как можно было бы подумать, а начало и середина заезда:

– В эти моменты выбираешь стратегию, решаешь, когда атаковать и удерживать соперников. Это скорость, адреналин. Именно это мне нравится в гонках больше всего. 

Берешь палатку – ночуешь в пустыне

Для многих девушка за рулем – сюжет для анекдота. Но Сергей Николаевич против стереотипов: 

– Знаю много примеров, причем и в гонках, и на дороге, когда женщины гораздо лучше управляют авто, чем мужчины. Бывает, девчонки задают такой тон, что парням становится стыдно.

Свободное время спикер любит проводить с семьей. У него трое детей – двое сыновей и старшая дочка.

– Хороший ли я отец? Это покажет время. То, какими вырастут мои дети, какие поступки они будут совершать, – это и станет ответом. 


Напоследок зрители в студии спросили пилота, суеверный ли он человек. Оказалось, что в обычной жизни Сергей Николаевич не верит приметам, но во время гонок соблюдает некоторые ритуалы: 

– Например, утром перед гонкой не разговариваю ни с кем из команды. А еще никогда не беру с собой в кабину спальные вещи и еду. Как только это делаешь, эти предметы сразу пригождаются. В моем случае это означает, что ты сломался и ночуешь в пустыне. А еще не снимаю нательного крестика. Однажды цепочка так сильно терлась о ремень безопасности, что я ее снял. И сразу же после этого попал в аварию. Теперь, как бы дискомфортно ни было, она всегда со мной.

БЛИЦ

– Если цвет, то…

– Черный. 

– Если фильм, то…

– Боевик.

– Если эпоха, то…

– Детство, 1980-е.

– Если слово, то…

– Мама.

– Если чувство, то…

– Любовь. 

gardevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter