Когда глаза и руки не на месте

Страсти–то какие! Минчанин в пачке риса обнаружил семейство насекомых
Страсти–то какие! Минчанин в пачке риса обнаружил семейство насекомых. Посетитель столичной пиццерии среди ингредиентов салата усмотрел бездыханного таракана. А житель Витебской области из банки с килькой в томатном соусе выудил кусок колючей проволоки. Какое уж тут «приятного аппетита»... Увы и ах, такие сообщения время от времени просачиваются в новостные сводки, вызывая массу нареканий на магазины, товары и наш сервис в целом. Корреспондент «СБ» попробовала выяснить, куда обращаться, если обнаружили пренеприятный сюрприз.

Читатель «СБ», счастливый молодой отец Евгений Мишкуро из Щучинского района, в сельском магазине купил для своей жены питьевую воду популярного белорусского производителя. Вот только в закупоренной бутылке каким–то чудом оказался кусок то ли картона, то ли дерева. Сразу и не разберешь. На самом предприятии так и не смогли объяснить, как такое могло произойти. Вернее, не выбирая выражений, дали понять, что им не до клиента. Шесть номеров телефонов — и ни одного извинения. Что тут скажешь, принцип «покупатель всегда прав» у нас явно не работает. «Тратить время на суды я не хочу, а бутылка воды так и осталась у меня в знак напоминания: не верь рекламе», — так заканчивает свою историю обиженный покупатель.



Проверим. Звоню якобы с такой же проблемой на производство. Что и следовало доказать: здесь и слушать не стали, мол, вдруг вы сами набросали чего–то в бутылку, чтобы нашу замечательную компанию дискредитировать. Увы, подмечают и адвокаты, мнение, что покупатели так и норовят подпортить и без того нелегкую жизнь производителям, сегодня просто насаждается бизнес–сектором. Во всех готовы видеть шоппоголиков–экстремистов.

А это уже другая история. Студентка Виктория однажды решила перекусить булочкой. Как оказалось, со стеклом. Тонкий осколок тут же впился в язык. Пришлось вызывать врача. Витебчанину Александру не повезло с зефиром: в упаковку чудесным образом попали опилки. И уж совсем вопиющий случай. В одном из столичных супермаркетов покупательница Н.Б. купила сок популярной украинской марки. Сделала один–единственный глоток. Пить мгновенно перехотелось, и надолго: внутри пакета вместо обещанной фруктовой мякоти плавала... мышка.

В  магазинах на такие жалобы один ответ: все претензии к производителю. Во время приемки продавец проверяет товар выборочно — не вскрывать же каждую упаковку. Стоит ли говорить, что немногочисленные находки на этой стадии в «черный список» попадают редко. Правда, бывают исключения, и торговля идет навстречу. Так, в одном из минских супермаркетов покупательнице вернули деньги за мороженого минтая, в брюхе которого... оказался червяк.

Да и сами покупатели забывают о подстраховке: едва купив товар, сразу же выбрасывают чеки. А без них куда сложнее доказать, что мясо с иголками или сок с мышкой вы приобрели именно в этом магазине. Председатель Минского общества потребителей Ирина Астафьева говорит, что чаще жалуются на некачественные продукты, скажем, после разморозки рыба просто расползается в руках, у нее странный запах или привкус. А если нашли кусочек проволоки в сыре или хлебных палочках? «Такие жалобы, к счастью, единичны. Как бы то ни было, в Законе «О защите прав потребителей» прописана ответственность производителя или дистрибьютора: он должен поверить клиенту. Но...»

Компания компании, конечно, рознь. Одни возвращают клиентам непонятно на что потраченные деньги, другие, наоборот, нахамят и глазом не моргнут. Не привыкли у нас еще дорожить своим добрым именем. Раздосадованные покупатели ищут спасения в общественных организациях по защите прав потребителей. Увы, сейчас у них немного полномочий: в основном передают жалобы производителю, который должен извиниться перед обиженным клиентом, или выезжают с пострадавшим на переговоры. Словом, большинство конфликтов стараются решить «на проходной». Подтверждает и Наталья Жукова, главный врач Минского городского центра гигиены и эпидемиологии: обращений таких раз–два и обчелся, но если клиент пришел с неприятной находкой, ее внимательно изучают. А дальше работают уже напрямую с производителем или поставщиком.

За границей другая практика: нашел червяка в батоне — получи деньги за дискомфорт. У нас же, уточняет Ирина Астафьева, чтобы подать иск, нужно провести независимую потребительскую экспертизу продуктов питания. Где? Разве что в пищевых лабораториях, которые выдают сертификаты. Кто за это будет платить (кстати, немаленькие деньги)? Выходит, и без того пострадавший покупатель. Тут стоит отметить интересную практику в работе юристов общественных организаций: с обратившихся разгневанных потребителей деньги не берут, а взыскивают в суде с того, в чей адрес была претензия. Сейчас специалисты убеждены: нам просто необходима цивилизованная система защиты прав потребителей. Пару недель назад при Министерстве торговли появилась торговая инспекция, не исключено, что такие вот оплошности производителей также попадут в поле ее зрения.



3 самые резонансные находки


Двое пассажиров авиалиний «Дельта», летевших из Амстердама в США, надкусили предложенные на борту сэндвичи и наткнулись на иглы. Авиалинии крайне серьезно отнеслись к этому скандалу и сменили рацион в полете. Теперь пассажирам подают пиццу.

В ресторане Wendy’s в Сан–Хосе посетительница Анна Айяла с мужем сообщили, что нашли в тарелке с чили... человеческий палец. Ресторан предложил вознаграждение в 50.000 долларов тому, кто расскажет, как палец оказался в еде. Позже оказалось, что супруги солгали. Их приговорили к 9 годам лишения свободы. И пожизненно запретили переступать порог ресторана Wendy’s.

Использованный презерватив нашел в бургере Ван Мигель Хартлесс. Хуже того, менеджер ресторана просто посмеялся над ним. Хотя последним все же смеялся клиент — ему удалось отсудить у Burger King немалую сумму денег.

Советская Белоруссия №140 (24277).Среда, 31 июля 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter