Многие звезды советского кино доживают свой век в безвестности

Когда гаснут софиты

Для многих популярных артистов народная любовь, увы, совсем не является гарантией обеспеченной и спокойной старости. Как-то так случается, что про своих кумиров зритель со временем забывает, перестает ими интересоваться. Наверное, потому что когда видит их в который раз на экране, там они снова молодые, талантливые и здоровые. Такими они и остаются в памяти. И только спустя время нас почти случайно снова обжигает чья-то трагическая история, как в свое время обожгли истории Тамары Носовой, Борислава Брондукова, Константина Григорьева и многих других.

Недавно народная артистка России Нина Дорошина, полюбившаяся зрителям благодаря роли супруги Нади главного героя фильма “Любовь и голуби”, пожаловалась на беспомощное положение. После длительной болезни у 82-летней актрисы отнялись ноги, ухаживать за ней некому. Правда, через несколько дней оказалось, что информация эта преувеличена, — актриса слаба, но небеспомощна и еще мечтает вернуться к преподавательской деятельности. Тем не менее проблемы со здоровьем у Дорошиной действительно есть. Несколько лет назад она перенесла инфаркт, а в этом году совсем слегла. Ее супруг Владимир Ишков скончался в 2004 году, а недавно ушла из жизни племянница, которая ухаживала за Дорошиной.

Как же хочется, чтобы наши кумиры доживали жизнь достойно, в комфорте и достатке. Но, увы, происходит это не всегда. Одна актриса вспоминала, как увидела, что у народного артиста СССР Михаила Ульянова, к тому времени руководившего уже театром им. Вахтангова, штаны и пиджак были от разных костюмов. Сначала списала это на его рассеянность, но после поняла, что у актера на тот момент просто не было денег, чтобы приобрести костюм, соответствующий статусу. На дворе стояли 90-е. Хорошо, если про тебя еще помнят коллеги, театр, творческие организации. А если нет?

— Я думаю, что одиночество и безвестность в старости — это горькая плата за успех, грехи, публичность и какую-то в общем ненормальность нашей профессии, — рассуждает заслуженный артист Беларуси Владимир Роговцов. — Посмотрите, чем успешнее актер, тем трагичнее у него финал. Есть в этом какая-то закономерность. Почему профессия ненормальная? А разве это нормально два часа красоваться на сцене, на тебя смотрят чужие люди, потом еще тебе аплодируют? Развивается эгоцентризм, зацикленность на себе, самовлюбленность... Человек должен оставаться скромным, таким его задумывал Создатель. А тут все на виду. Не зря все-таки раньше актеров хоронили за оградой кладбища.

Ведь что от нас остается? Только кадры хроники, какие-то записи... Мы не создаем прекрасных архитектурных сооружений, не создаем ничего материального, не созидаем красоту. Спектакль закончился, занавес закрылся и все. Я помню слова Иннокентия Смоктуновского, который говорил, что профессия актера похожа на новогоднюю елку: во время праздника ее наряжают, вокруг нее танцуют, но после праздника непременно выбрасывают на свалку, где она лежит никому не нужная. Есть много мистических историй, связанных с уходом коллег, не хочется называть конкретные фамилии, чтобы никого не обижать.

— Одиночество и безвестность в старости — это издержки профессии человека искусства, политика, спортсмена, любого, кто выбрал публичную профессию, кто находился всю жизнь на виду, — уверен драматург, председатель Белорусского союза театральных деятелей Алексей Дударев. — Когда ты деятелен и полон сил, тебя любят и ценят, но стоит уйти на покой, как про тебя забывают. Так было с прекрасным актером Борисом Кузьмичем Новиковым, который сыграл в нашей картине “Белые росы”. Я видел, как он трепетно относился к этой работе. В какой-то степени подобное произошло и с всесоюзным любимцем Вячеславом Тихоновым... Я ни в коем случае не упрекаю театры и другие коллективы, которые забывают о своих актерах, но мне кажется, что творческие объединения по мере сил все-таки должны контролировать материальное положение тех, кто посвятил жизнь искусству. Держать руку на пульсе событий, помнить талантливые имена. Когда я, например, рассылаю нашим пожилым актерам поздравительные открытки к праздникам, то получаю в ответ поток писем и благодарностей. Один актер даже написал: “Получив вашу открытку к Пасхе, я понял, что прожил жизнь не зря”. У меня это письмо чуть из рук не выпало.

Деньги на памятник актеру Борису Новикову, сыгравшему Тимофея в картине “Белые росы”, собирали читатели одной из газет

Увы, жизнь устроена так: пока ты можешь что-то делать, ты нужен коллективу, союзу, а когда выходишь из строя, — про тебя забывают. К сожалению, у многих людей творческих профессий семья находится на втором месте, они иногда жертвуют семейными интересами ради профессии, а потом удивляются, что дети или внуки их не ценят. Хорошо если все-таки происходит обратное, это дорогого стоит.

Справка НГ

Нина Дорошина родилась в городе Лосиноостровск в 1934 году. Окончила курс Львовой и Москвина в Театральном училище Б. Щукина. Дебютировала на сцене “Современника” в 1958 году в спектакле “В поисках радости” в паре с Олегом Табаковым. Имеет ряд театральных наград. Снялась в двух десятках кинофильмов, широкому зрителю известна прежде всего по роли Надежды в лирической комедии Владимира Меньшова “Любовь и голуби” 1984 года. Зрителям полюбился образ простой русской женщины Надежды Кузякиной, разлученной с мужем коварной соблазнительницей Раисой Захаровной (Людмила Гурченко). Слова героини Дорошиной зрители давно разобрали на крылатые выражения.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter