Когда есть согласие, все трудности преодолимы

Председатель Палаты представителей Национального собрания Беларуси Владимир АНДРЕЙЧЕНКО в интервью “НГ” подытожил работу депутатов за два года. — Владимир Павлович, Палата представителей четвертого созыва завершает первую половину конституционного срока своих полномочий. Как вы полагаете, ресурс законотворческого роста депутатами уже исчерпан? — Ресурс законодателей, как и вообще людей умственного труда, это, во-первых, образованность, во-вторых, жизненный и профессиональный опыт, в-третьих — способность к усвоению новых знаний. Если он, этот ресурс, есть, то исчерпать его невозможно.

— Способность к усвоению новых знаний вы ставите на третье место? — Я просто акцентирую три главные, как мне представляется, позиции. Способность парламентария к усвоению специальных законотворческих и многих других знаний возможна только на основе первых двух позиций. А в совокупности они обеспечивают эффективную законотворческую работу. Разумеется, при должном усердии. — И как бы вы оценили усердие подчиненных вам депутатов на законотворческом поприще? — Более точно будет сказать — моих коллег, так как все мы работаем в избираемом органе, где главный принцип работы — коллегиальность. На мой взгляд, Палата представителей нынешнего созыва достаточно убедительно показала свою работоспособность. Существенно изменилось и дополнилось законодательство в сфере государственного регулирования экономики, финансовое, банковское, бюджетное, административное, гражданское процессуальное, уголовное, укрепились государственные гарантии прав и свобод человека. Напомню, что приняты очень важные документы по налоговым, земельным, хозяйственным, природоохранным вопросам, о поддержке малого и среднего предпринимательства, по вопросам совершенствования избирательного процесса, осуществления административных процедур, приватизации государственного имущества, регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, о государственной молодежной политике, о выплате государственных пособий семьям, воспитывающим детей, о социальной защите инвалидов. Укрепилась правовая база военного строительства, борьбы с преступностью, профилактики правонарушений, международного сотрудничества нашей страны, в которой особо отмечу наработки в законодательном обеспечении общего таможенного пространства Беларуси, Казахстана и России. Согласитесь, названное мною дает представление о достаточно большом объеме законотворческой работы депутатов. По моему мнению, она заслуживает положительной оценки.

— Президент поставил перед Национальным собранием задачу повышения качества законодательства, обеспечения его системности и комплексности. Какие парламентские факторы в ее решении вы считаете ключевыми, и на чем Палата представителей сделала упор? — Ключевыми я назвал бы укрепление взаимодействия с нашими партнерами по законотворческому процессу, особенно на стадии разработки законопроектов, диверсификацию экспертизы законодательных инициатив, внесенных в палату, и углубленное изучение правоприменительной практики. На них мы и сосредоточили наше главное внимание. — В своих интервью, Владимир Павлович, вы подчеркиваете важность взаимодействия депутатов в принятии законопроектов с другими субъектами права законодательной инициативы. Но ведь роль парламента все-таки основная и кому, как не депутатам, решать, что фиксировать в законе? — Если бы в законодательстве отражалось только депутатское и сенаторское видение правового регулирования общественных отношений, то это было бы чревато серьезными последствиями негативного плана, как для общества, так и государства. — Негативного? — Поясню почему. Любой закон в любой стране должен содержать сбалансированные интересы всех заинтересованных в его принятии участников законотворческого процесса и всех ветвей государственной власти. Именно сбалансированные. Иначе он просто-напросто будет бездейственным. Поэтому Палата представителей и придает такое большое значение укреплению законотворческого сотрудничества с Советом Республики, Советом Министров, Администрацией Президента, а также с министерствами и ведомствами, региональными властями и общественными структурами. Практически по каждому законопроекту, особенно широкой общественной значимости, при их доработке нашими профильными комиссиями проводятся неоднократные обсуждения, консультации и согласования. Так что закон — результат солидарных усилий, всегда результат достигнутого согласия. — Нынешний состав Палаты представителей — по сути, одна политическая команда, что, наверное, облегчает работу над законопроектами?

— Палата представителей была сформирована по воле наших избирателей. В ее составе проявились политические предпочтения, доминирующие в обществе. Ничего зазорного в общности взглядов депутатов на развитие Беларуси нет, наоборот, это позволило нам максимально сосредоточиться на своем главном деле — принятии законов, нужных стране, нужных людям, которые за нас голосовали. Умение квалифицированно работать над законопроектами зависит не от того, является ли депутат членом оппозиционной партии, а от того, с чего мы начали эту беседу — от ума, жизненного и профессионального опыта, способности усваивать новые знания, постоянно заниматься самообразованием, глубоко вникать в суть разнообразных экономических, социальных, международных проблем и обычных житейских вопросов. Депутатский состав в этом смысле очень подготовленный. Слаженность в стенах Палаты представителей — это, по моему мнению, не минус, а только плюс как для прохождения законопроектов на всех этапах их доработки, так и в плане сохранения стабильности в нашем обществе. — У депутатов не возникает пикировки с Советом Республики из-за вполне естественной конкуренции на законодательном поле? — Никакой конкуренции, тем более пикировки между двумя палатами Национального собрания нет. Согласитесь, было бы, по крайней мере, странно, когда бы две руки соперничали за монополизм? И спорили, какая из них более, а какая менее значима? Палата представителей и Совет Республики — единый законодательный механизм. У нас общие законотворческие задачи. Мы решаем их совместно, используя свои конституционные полномочия и свой законотворческий инструментарий. Ежемесячно проводим совместное заседание, на котором правительство отвечает на вопросы депутатов и сенаторов. Наработан опыт взаимодействия на уровне руководства палат и на уровне постоянных комиссий и наших Секретариатов. Если по законопроектам возникают спорные моменты, разрешаем их в формате согласительных комиссий. Депутаты Палаты представителей и члены Совета Республики формируют совместные зарубежные парламентские делегации. Я охарактеризовал бы наши деловые отношения как конструктивные и полезные взаимно. — А какие отношения с Советом Министров и Администрацией Президента?

— Они также развиваются в конструктивном русле. У нас в стране ни одна ветвь государственной власти не может решать принципиально важные государственные вопросы без согласования с другой. Считаю это большой ценностью нашей политической системы, в чем очень значима координирующая роль Президента А.Г.Лукашенко. И сам глава государства активно участвует в законотворческом процессе, инициирует новые законодательные акты и поправки в нормативную правовую базу. Мы рассматриваем и принимаем к сведению временные декреты Президента. А ежегодные обращения Президента с Посланием парламенту и белорусскому народу являются для нас повседневным рабочим документом. — Однако на консолидацию во власти ее оппоненты имеют иной взгляд, который они проецируют и на внешнее пространство. — Нам всем известно, что происходит в странах, где в политическом руководстве раздор и противостояние. Поэтому взаимопонимание, которое сложилось в Беларуси между ветвями власти и Президентом, вызывает в оппозиционных кругах, да и у их покровителей за рубежом, сильное раздражение и неприятие, так как не совпадает с их политическими целями. Но это, как говорится, их проблема. — И все же массированная информационная атака на Беларусь в период проходящей сейчас президентской избирательной кампании предпринята не ради “спортивного” интереса. Что бы вы сказали простым людям, далеким от политики?

— Я не считаю, что наши люди далеки от государственной политики. Она достаточно материализована за минувшее пятилетие в заметно похорошевшем облике белорусских городов и сел, в ухоженных полях, повсеместных новостройках, в современных торговых центрах и супермаркетах, в новых школах, поликлиниках и спортивных комплексах. Результаты государственной политики люди видят также в регулярном повышении заработных плат, доходов, пенсий, стипендий и пособий, в том, что в стране порядок, мир и согласие. Народ доверяет избранной им власти и власть этим дорожит, предпринимает все возможное, чтобы даже в настоящее сложное время жизнь людей изменялась к лучшему. Разумеется, у нас немало проблем и трудностей, но когда в стране порядок и согласие, то все трудности, я уверен, преодолимы. — Граждан Беларуси и России беспокоит дальнейшая судьба белорусско-российских отношений, по которым Национальное собрание Беларуси и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняли заявления. Как вы считаете, вернется ли политический диалог между нашими государствами в прежнее конструктивное русло? — Оба государства, по моему убеждению, способны к тому, чтобы все наносное, связанное с недопониманием и обостренными дискуссиями, осталось в прошлом, на перевернутой странице. Это в интересах как белорусского, так и российского народов. У белорусско-российских отношений очень глубокая, многослойная корневая система, и ничем одномоментным скомкать все наработанное за многие годы невозможно, тем более что в этом, я уверен, не заинтересованы ни президенты, ни правительства, ни парламенты наших государств. — Неплохие плоды принесла активная деятельность депутатов на международной парламентской площадке, но налаживание конструктивного взаимодействия с Парламентской ассамблеей Совета Европы остается по-прежнему “замороженным”, как и решение вопроса о полноценном участии нашего Национального собрания в парламентском сегменте “Восточного партнерства”. Реально ли ожидать в ближайшей перспективе оттепели на этом направлении парламентской дипломатии?

— Подвижки возможны, если ситуацию в Беларуси ПАСЕ будет оценивать не по абстрактным критериям, не в вольной интерпретации, а здраво, адекватно нашей политической реальности, с пониманием особенностей республики, ментальности общества, многообразия путей развития государств. Белорусские парламентарии, как известно, взаимодействуют с разными парламентскими структурами Европы и мира, работающими в многостороннем формате, и наши контакты достаточно конструктивны. Почему? Во многом потому, что они не политизируются. Если вести диалог именно в таком ключе, без однобоких подходов, то это послужит общему прогрессу. — У нынешнего созыва Палаты представителей впереди еще два года работы. Какими они вам видятся? — Очень трудоемкими. Насыщенными повседневными парламентскими делами, из которых складывается репутация депутатов, авторитет парламента, взращивается и крепнет его влияние на общественно-политическую и социально-экономическую жизнь страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter