Когда деревья были большими

В деревне Кореличского района по недоразумению вырубили Аллею памяти

Посадят ли в Великой Слободе на месте уничтоженной новую Аллею памяти погибших солдат?

Когда в Великой Слободе вырубили тридцатилетнюю аллею, Николая Силко оплакали во второй раз. Эти деревья он сажал на 35-ю годовщину Победы в память о не вернувшихся с войны односельчанах. Аллея семье Николая Александровича до сих пор снится по ночам. Немало приложили усилий, чтобы на «папкином месте» шумели, как и раньше, клены да дубки. Тщетно. Сейчас там лишь небо да земля…

В Великой Слободе Кореличского района колхозного пастуха Николая Силко помнят хорошо, хоть и похоронили его уже почти 17 лет назад. Добрый, отзывчивый человек, с открытым сердцем шел к людям и откликался на чужую беду.

Дети думали, что память о нем будет жить в деревне долгие годы, по крайней мере, пока зеленеет там Аллея памяти погибших солдат — творение отцовских рук. А однажды приехали и ахнули: вырубили.

Николай Силко, как и многие мальчишки в Великой Слободе, рос безотцовщиной: с фронтов в деревню не вернулись шестьдесят человек. Героям войны пастух посвятил немало стихов, а в память каждого погибшего односельчанина посадил еще и по дереву: высадил вдоль проселочной дороги шестьдесят дубков, берез, лип, акаций, рябин.

— Ну конечно, мы, старожилы, знали, что эта Колина аллейка погибшим нашим слободчанам посвящена. Как могла рука на нее подняться? — недоумевает житель деревни Константин Карп. — Помяните мое слово: если так и дальше пойдет, то у нас в Слободе вообще деревьев не останется. Видели аллею на въезде? Ее тоже собираются уничтожить, и это вместо того, чтобы порядок на уже вырубленных местах навести.

Местные старушки, пришедшие на встречу с сельской властью и корреспондентом, зашумели, что и в центре Слободы уничтожили еще одну аллею — вдоль дороги торчат два десятка пней в полметра высотой. Эти вековые деревья, может быть, спилили и не без оснований: слишком уж угрожающе нависали над узкой дорогой, но почему не довели дело до конца?

Валентина Силко, дочь Николая Силко, разговор о вырубках в родной Великой Слободе не может слушать без слез. Она первая из этой большой семьи, которая насчитывает 28 человек, увидела, что семейную реликвию пустили под топор.

— Раньше к отцовскому дому подъезжаешь — видна наша аллейка. У нас такая традиция была: рождались в семье мальчики — мы подсаживали дубы и клены, девочки — березки. А однажды я приехала, смотрю и не верю своим глазам: нет аллейки. Села я на велосипед и поехала туда. До сих пор не могу вспоминать, что там творилось: все развороченное, ямы, пни, выдранные с корнями. Я стояла посреди этого всего и не плакала, а просто рыдала и выла. За что? Когда хоронили отца, мы страдали, но это было не меньшее горе. Тридцать лет аллея никому не мешала. Хотели расширять дорогу — взяли бы вправо, там же поле, где коров пасут. Нет, подняли руку на святое.

Обиды дети и внуки Николая Силко не таят. Но отболеть — не отболело, поэтому единственная их просьба — разрешить им посадить на том же месте новую аллею, приурочив ее к 65-летию Победы. Сделать это торжественно, чтобы все слободчане знали, в честь кого высажено каждое дерево.

— Поверьте, мне очень жаль, что причинили такую боль этой семье, но ни я, ни Сергей Тур, председатель СПК им. Черняховского, не знали, что эта аллея была посажена в честь погибших слободчан. Об этом знали только деревенские старожилы. Если бы там была хоть какая-то табличка, какое-то упоминание, мы, конечно, ее бы не тронули, — рассказала Ольга Ходор, председатель Турецкого сельисполкома. — А так получалось, что это обычная стихийная посадка. Да, деревья были большими, но по этой дороге ездит сельхозтехника, ее давно было нужно расширять. Реконструкция была плановая и согласованная. Что касается просьбы сельчан, мы никак не можем этого разрешить. Это же земли в севообороте. Взамен предлагаем участок неподалеку — там красивое место, рядом водоем, поможем с саженцами. Если это не устраивает, можно посадить рощу в центре деревни около бывшей школы.

Такой компромисс потомков Николая Силко не устраивает. Сажать хотят именно на «папкином месте», перенимая таким образом эстафету памяти. То, что выделение для святых целей полоски земли — трудновыполнимая задача, откровенно говоря, не верят.

— Тут дело еще вот в чем, — рассуждает староста Великой Слободы Николай Дасько. — Перед тем, как срубили аллею, некоторые жители выкидывали там мусор и выглядела она неопрятно. Получается, если сейчас на том же месте посадят молодые деревца, нужно, чтобы за ними постоянно кто-то ухаживал, а дети и внуки Николая живут в Минске. А ведь это дорога, вдруг сломают какое-нибудь дерево, где-то и подсадить нужно, где-то убрать. Школьников в Великой Слободе всего 13 человек, за ними уже закреплены 3 памятника и 2,5 гектара земли. Жителей с каждым годом все меньше: сейчас с прописанными и не живущими здесь — 191 человек, большинство старики. Сорок четыре дома пустует. Раньше в деревне было 150 коров, сейчас только шесть. Поэтому я лично считаю, что если садить Аллею памяти, то на том месте, которое предлагают в сельсовете.

Спор между родственниками Николая Силко и сельисполкомом до сих пор не прекращается. За разговорами уходит время, весна набирает обороты. А ведь посадить Аллею памяти так важно именно в этом году, к празднику 65-летия Победы. Дети и внуки колхозного пастуха со слезами на глазах обещают содержать ее в порядке, мол, только разрешите посадить на старом месте. Тем более, когда она официально станет Аллеей памяти погибших солдат, разве поднимется у кого-то из слободчан рука бросить там мусор или сломать деревце?! Сложно, мне кажется, не пойти им все-таки навстречу. И не пожалеть клочка земли для тех, кто ее защищал.

-----------------------------------

Комментарий в тему

Владимир МАНКЕВИЧ, главный инженер ДРСУ-158:

— Я возглавлял ДРСУ-158, когда благоустраивали эту дорогу. Ремонт был плановый, мы ее расширили, сделали ямочный ремонт, подсыпали грунтом. Когда приступили к работе, вырубка была уже произведена. Хотя, конечно, на мой взгляд, можно было обойтись и без нее. Ну что тут скажешь, что сделано — того уже не вернуть. Но, честно говоря, эта аллея была все-таки довольно неухоженной, и я сам не мог подумать, что она посвящена такому событию.

Что касается вырубки в деревнях с целью благоустройства, то моя позиция такая: одно дело, когда это старое дерево, которое может упасть и повредить что-то и кого-то. Но незачем вырезать ценные породы и медоносы, делая голое поле, когда глазу зацепиться не за что. Я лично, возглавляя дорожную службу, всячески старался этого избегать. Простой обрезки вполне достаточно.

-----------------------------------

На снимках: Валентина СИЛКО (справа) и Ольга ХОДОР никак не могут найти компромисс; старшее поколение Великой Слободы прекрасно знает, в честь кого высаживали эту аллею.

Фото: Евгения БЕРЕЗЮК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter