Когда человек молчит, он все равно излучает музыку

Говорят, что в этом году театральный фестиваль "Белая вежа", проходивший, как всегда, в Бресте, удивил даже многое видавших театральных критиков.
Говорят, что в этом году театральный фестиваль "Белая вежа", проходивший, как всегда, в Бресте, удивил даже многое видавших театральных критиков. Особо непримиримые утверждают, что на фестивале нынче победила откровенная самодеятельность, а в решение жюри вмешалась политика. Как бы то ни было, приятен успех на "Белой веже" нашего композитора Алексея Еренькова: вдохновленный его музыкой к спектаклю Русского театра "Чудаки", Польский национальный центр культуры предложил Еренькову участие в стипендиальной программе министра культуры Польши. Заметим, инициатива, проявленная исключительно польской стороной. Хотя музыка - это питательная среда, без которой театральная постановка не станет трехмерной, живой, а так и останется текстом. Композитор Алексей ЕРЕНЬКОВ пишет музыку для театра давно и у него есть свое представление о роли театрального композитора в современном театре.

- Понравился ли вам нынешний фестиваль?

- У меня сложилось странное впечатление. И не только у меня. Может быть, это наивно, но я все-таки всегда представляю себе фестиваль своеобразной Олимпиадой, которая должна проходить под девизом "Пусть победит сильнейший". Однако этого, к сожалению, не произошло...

- Алексей Николаевич, а как вы оцениваете театральное фестивальное движение в Беларуси?

- У нас есть три фестиваля, которые имеют вес в театральной среде. Это "Славянские встречи", "Маладзечанская сакавiца" и "Белая вежа". И мне бы хотелось, чтобы на этих фестивалях укреплялись традиции искусства без политики.

Конечно, иногда, наверное, нужно поддержать талантливый, но еще совсем зеленый росток, но все-таки не за счет того, чтобы не замечать раскрывшихся бутонов прекрасной зрелой розы.

- Метафорично...

- По-другому не стоит.

- Алексей, что такое музыка в спектакле?

- То же, что и музыка в космосе. Все космическое пространство соткано из музыки. Музыка - это вибрация. Когда человек говорит, он поет; когда молчит, он все равно излучает музыку, потому что живая Душа вибрирует вечно. Музыка - всегда, везде и во всем. Это бессмертный вечный двигатель космического пространства. В театре музыка обязательный, неотъемлемый атрибут. К сожалению, в современных театрах музыка часто используется весьма небрежно и даже иллюстративно. В давние времена это было оправданно, так как необходимо было заполнить паузу, пока переодеваются актеры, незаметно передвигают мебель, сменяют декорации. Сегодня такие приемы - признак плохого вкуса.

Если говорить о театре Валентины Ереньковой, то там для меня как для композитора абсолютный простор. В ее спектаклях, поставленных в Русском театре, музыка никому себя не навязывает, но вместе с тем она и полноправный персонаж. Создать такую музыку - огромный труд для композитора. Видя тот объем работы, который предстояло сделать, например, в "Папе..." или в "Чудаках", я настраивался на долгий серьезный труд.

- Из известных современных режиссеров больше всего музыки в спектаклях Виктюка: классика, рок, своеобразная музыкальная "нарезка". Из спектакля в спектакль у него кочует один и тот же ноктюрн Шопена. Всегда ли присутствие оригинальной музыки в спектакле необходимо?

- Абсолютно убежден, что для спектакля нужно писать только оригинальную музыку! Спектакль должен сочиняться по всем направлениям: сценография, музыка, свет. Если между режиссером и композитором есть взаимопонимание и у композитора присутствует определенная доля таланта, он всегда сможет выразиться точнее, сочиняя оригинальную музыку. Музыкальный подбор, "нарезка", как вы изволили выразиться, - удел ленивых. Конечно, могут быть разные задачи. Например, нужно, чтобы в спектакле прозвучал гимн Советского Союза. Написать заново я его не могу. Если говорить о нашем постсоветском, белорусском театре, то оригинальная музыка для спектаклей - это еще и очень дорого. Не у всех театров есть возможность приглашать композиторов, хотя, как правило, композиторы идут на уступки и очень часто за чисто символическую плату работают очень честно.

Нужно сказать еще, что не каждый композитор сможет работать в театре. Ведь мы различаемся не только по степени таланта, но и по степени многообразия жанров, в которых можем работать. Кто-то может писать только песни, кто-то делать только аранжировки, а кто-то не может ничего, кроме как купить "Ямаху-800" и заиграть через компьютерную программу так, что и Рихтер не догнал бы. Но это уже иная тема, а возвращаясь к нашей, утверждаю: я - за оригинальную музыку в театре.

Если вдруг театральные композиторы уйдут из театра, тогда режиссерам придется заниматься исключительно подбором, но это уже не тот случай, когда я назову их ленивыми, - я назову их несчастными.

Гениальный Виктюк смог только один раз, на мой взгляд, сделать удачный подбор - в "Служанках". Там было три музыкальных шедевра, заимствованных у других композиторов. Но опять же, я не сомневаюсь, что такую музыку мог написать и любой талантливый композитор специально для этого спектакля.

- Некоторые режиссеры иногда использует в своих спектаклях саундтреки из кинофильмов. Музыка кино близка театру?

- Каждый режиссер имеет право на свой почерк. Саундтрек - это тоже хорошо, но я считаю, что это все-таки ошибка. С "чужими" саундтреками у зрителей возникают совсем другие, "чужие" ассоциации. Конечно, публика только рада услышать знакомую музыкальную тему. Хотя гораздо приятнее, когда начинают распевать мелодии новые, причем из твоих спектаклей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter