Коэффициент полезного взаимодействия

На финальные мероприятия пятого Республиканского экологического форума в Браслав съедутся делегации всех регионов страны. Приглашены парламентарии, представители самых разных государственных органов, министерств и ведомств, ученые, общественные деятели. Раз в году выпадает возможность собрать такое представительное вече, многосторонне обсудить проблемы, имеющиеся в природоохранной сфере, обменяться мнениями и опытом, познакомиться с самыми передовыми технологиями и разработками. Это и повод оглянуться назад, проанализировать сделанное, расставить акценты на перспективу. Накануне завершающего этапа форума на вопросы корреспондента “Народной газеты” ответил Министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Леонтий ХОРУЖИК.

— Леонтий Иванович, нынешний форум — уже пятый, можно сказать, юбилейный. Как говорится, есть на что оглянуться. Идея оправдала себя?
— Уверен, ни один из проведенных форумов не прошел впустую. Да и задумывалось все это не как дежурное мероприятие. Мы изначально стремились исключить формальный подход. Ведь можно долго декларировать о необходимости повышения экологической культуры населения, но если подходить к этому формально, результата мы не добьемся. Поэтому наши специалисты и в самом министерстве, и в регионах стараются, что называется, во всем найти живое начало. Если это какая-то акция, то она должна быть полезной и интересной. Если это конкурс, он должен стимулировать людей на творчество и поиск нестандартных решений.
К тому же финальные мероприятия форума проходят в разных городах. И это тоже оправданно. Для жителей городов, которым выпадает честь и ответственность перенимать нашу экологическую эстафету, такие мероприятия становятся большим событием, о котором еще долго напоминают приведенные в порядок улицы и дома, места отдыха. Хочется верить, что республиканские экологические форумы оставляют после себя добрый след и в населенных пунктах, и в душах людей.
Не секрет, что эффективность природоохранной деятельности сегодня зависит не только от экологов, но и от принципиальной позиции и посильного вклада каждого человека. Ведь все мы в той или иной мере — природопользователи.
— Примечательно, что у форума появилось тематическое направление.
— В рамках даже такого масштабного форума трудно охватить сразу все природоохранные проблемы. Поэтому мы решили всякий раз концентрировать внимание на каком-то одном направлении. В прошлом году главной темой форума стало экологическое образование, воспитание и просвещение. В нынешнем в связи с провозглашением ООН Десятилетия “Вода для жизни” основной акцент сделан на охране и использовании водных ресурсов. А для Браславщины лучшей темы и не придумаешь. Кроме того, именно от состояния водных ресурсов во многом зависит здоровье и благополучие каждого из нас.
Источник жизни
— В продолжение темы: какие конкретные меры предпринимаются сегодня в решении водных проблем?
— Прежде всего эти меры направлены на снижение антропогенной нагрузки на водные ресурсы и их рациональное использование. Наша страна не обделена ими, но это не значит, что воду не нужно беречь и безоглядно загрязнять.
За последние пять лет введены в эксплуатацию 87 очистных сооружений канализации, сброс недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты сократился на 55 процентов.
В настоящее время продолжаются строительство и реконструкция очистных сооружений в Витебске, Петрикове, Гродно, Берестовице, Речице, Воложине, Кличеве и других городах. В соответствии с Государственной инвестиционной программой в 2007 году на эти цели из республиканского фонда охраны природы запланировано направить 17,8 миллиарда рублей.
— Сегодня во главу угла поставлена экономия, в том числе и водных ресурсов. На что делается ставка?
— На широкое внедрение приборов учета как в промышленности, так и в коммунальном хозяйстве. Благодаря этому в прошлом году забор воды по сравнению с 2005 годом сократился на 5 процентов.
Значительная экономия воды обеспечивается и путем внедрения систем оборотного и повторного водоснабжения на промышленных предприятиях. За счет этого ежегодно экономится более 6 миллиардов кубометров чистой воды, введено нормирование расхода воды на технологические нужды.
— В последнее время особое внимание уделяется и минеральным водам, которыми также богата наша земля.
— В Беларуси уже разведано более 200 участков месторождений минеральных вод, балансовые эксплуатационные запасы которых составляют более 57 тысяч кубических метров в сутки. Причем с каждым годом использование минеральных вод увеличивается. Уникальные по составу природные воды Беларуси используют более 80 санаториев и других лечебно-оздоровительных учреждений. Более 50 заводов и цехов, занимающихся розливом минеральной воды, постоянно расширяют ассортимент питьевых бутилированных вод.
По инициативе Минприроды в прошлом году  была проведена работа по предварительной оценке ресурсного потенциала минеральных и пресных подземных вод Беларуси. Разработан План действий по организации промышленного розлива пресных подземных вод, ориентированного на внешний рынок, он утвержден правительством и уже реализуется.
Во главе угла — энергетическая безопасность
— Сокращение потребления воды в коммунальном хозяйстве и промышленности позволяет экономить и энергоносители. Сегодня поставлена и четкая задача по максимальному использованию местных видов топлива. К решению этой проблемы активно подключилось ваше министерство.
— Проблема энергоносителей сегодня стоит остро в большинстве стран мира. А ослабление зависимости от импорта энергии и энергоносителей в большинстве развитых стран уже стало государственной политикой. Даже в странах, имеющих богатейшие ресурсы, идет тенденция к более рациональному их расходованию и использованию всех видов энергии, которые сейчас возможно получать.
Развитие нетрадиционных видов энергии в Беларуси имеет весьма широкие и многообещающие перспективы. Тем более что получение энергии от возобновляемых и нетрадиционных источников обеспечит и основную экологическую составляющую — снизит антропогенную нагрузку на окружающую среду.
В частности, Минприроды выступило инициатором использования таких источников энергии как биогаз, ветроэнергетика и биомасса. Наиболее экономически конкурентоспособным на современном этапе развития нашей страны по сравнению с другими видами топлива является внедрение биогазовых энергетических комплексов. Биогаз можно получать из отходов животноводства и птицеводства. Причем природный биогаз обладает такими же высокими экологическими свойствами, что и природный газ. В настоящее время определен потенциал ввода в эксплуатацию 148 биогазовых установок мощностью 236 МВт, внедрение которых является наиболее рациональным с точки зрения защиты окружающей среды. По расчетам, суточная выработка ими биогаза составит 700 тысяч кубических метров. Тем самым мы сможем обеспечить экономию 254 тысяч тонн условного топлива в год. Такого объема биогаза будет достаточно для ежегодного производства 620 миллионов   кВт·час   электроэнергии   и 1 миллиона Гкал тепловой энергии. Уже ведется строительство трех пилотных проектов биогазовых комплексов.
Нельзя сбрасывать со счетов и возможности выработки энергии с помощью ветряных установок. К примеру, суммарный объем доли электроэнергии, вырабатываемой “ветряками” в странах Евросоюза, составляет не менее 5 процентов. И это очень значительная величина, поскольку превышает 700 ГВт электроэнергии. Запасы энергии ветра более чем в сто раз превышают запасы гидроэнергии всех рек планеты.
Минприроды провело сравнительный анализ внедрения различных типов станций по производству электроэнергии, основанный на оценке вырабатываемой энергии (атомная, угольная, парогазовая, энергия ветра), в результате которого был сделан вывод, что строительство ветроэнергетических установок в Беларуси по удельным затратам на выработку одного киловатт·часа электроэнергии и сроку окупаемости сходно со строительством угольной электростанции и станций на природном газе. Поэтому мы предложили выделить ветроэнергетику в отдельное направление энергетической отрасли с внедрением до 2023 года 2400 ветроэнергетических установок, с выработкой ими 7,9 миллиарда кВт·ч электроэнергии в год, или 18 процентов от общего электропотребления страны.
Еще одно важное и перспективное направление — применение такого местного вида топлива, как биомасса, то есть получение энергии из древесины, древесных опилок и невостребованных отходов деревообработки. Известно, что 36 процентов территории нашей страны занимают леса, активно ведутся и лесозаготовительные работы. В связи с этим крайне важно употребить те отходы, которые не находят сегодня применения и могут быть использованы как топливо. Причем использование биомассы оценивается на уровне 3,6 миллиона тонн условного топлива в год. Да и с точки зрения загрязнения атмосферы биомасса более предпочтительна, чем мазут, торф и лигнин, так как является более “дружественным” для климата видом топлива. Она имеет практически “нулевой эффект” по выбросам парниковых газов, прежде всего CO2. С учетом присоединения Республики Беларусь к Киотскому протоколу и принятия на себя количественных обязательств по ограничению и сокращению выбросов парниковых газов сегодня все виды биомассы рассматриваются как наиболее перспективные по снижению их воздействия на климат.
Подземные кладовые
— Чем радуют белорусские недра?  
— В Беларуси ведется разработка более 460 месторождений полезных ископаемых. В 2006 году был обеспечен прирост запасов нефти в количестве 1,541 миллиона тонн (171 процент к годовому заданию), песчано-гравийной смеси — 3,4 миллиона кубических метров (170 процентов), строительных песков — 1,2 миллиона кубических метров (112 процентов), пресных подземных вод — 20,8 тысячи кубических метров в сутки (104 процента). Выявлено 24 новых месторождения строительных материалов с общими прогнозными запасами сырья более 28 миллионов кубических метров.
В целях наращивания собственного топливно-энергетического потенциала ведутся работы по доизучению Бриневского месторождения бурых углей и разработке технологий по их использованию в качестве сырья для получения жидких и газообразных энергоносителей.
Начаты работы по разработке технологии добычи карналлита методом подземного растворения, что позволит перейти в будущем к более выгодным и экологически безопасным методам добычи калийных солей, а также получать новый вид минерального сырья — магний и его соединения.
Еще одним важным направлением использования собственных энергетических ресурсов является освоение геотермальной энергии недр. Завершается бурение скважины в Брестском районе с целью строительства первой в Республике Беларусь геотермальной станции для теплоснабжения парниково-тепличного хозяйства “Берестье”.
Отходы — в доходы
— Не менее актуальна сегодня проблема обращения с отходами. Какие подвижки наметились в ее решении?
— Система государственного управления отходами до недавнего времени была ориентирована на решение проблем с уже образовавшимися отходами без участия производителей и импортеров продукции. Сейчас стратегически важной задачей является внедрение в республике принципа “Расширенной ответственности производителя”.
Напомню, что по инициативе Минприроды было принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7 февраля 2003 г. № 261 “О некоторых вопросах обращения с отходами пластмасс”, которым впервые в республике была введена ответственность производителей и импортеров товаров, использующих в качестве упаковки пластмассовую тару, за сбор и использование отходов такой тары. Как результат — за последние три года расширен перечень отходов пластмасс, вовлеченных во вторичную переработку с двух видов до тринадцати, а платежи в республиканский бюджет за производство и импорт пластмассовой тары возросли с 2 до 8 миллиардов рублей. Организован раздельный сбор ПЭТ-бутылок, и фактически в республике создана новая отрасль переработки полимерных отходов.
Наметилась устойчивая тенденция роста объемов извлечения вторичных материальных ресурсов из состава коммунальных отходов. За последние годы в республике создано 93 станции сортировки твердых коммунальных отходов. При условии использования этих станций на полную мощность предполагается обеспечить сокращение объемов направляемых на полигоны отходов на 30—40 процентов.
Проведена значительная работа по развитию системы обращения с отходами в сельской местности: создана оптимальная сеть мини-полигонов и площадок временного складирования отходов. Принятые меры позволили существенно сократить количество несанкционированных свалок и предотвратить их негативное воздействие на окружающую среду.
Чем дышим?
— Развивается промышленность, стремительно растет автомобильный парк. Все это не может не сказываться на чистоте атмосферного воздуха.
— Несмотря на значительное увеличение объема ВВП, в Беларуси удается удерживать рост выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в пределах установленных правительством значений. В 2006 году их количество составило 423 тысячи тонн при установленных лимитах допустимых выбросов в 511,5 тысячи тонн, а увеличение таких выбросов в 2006 году по сравнению с 2004-м составило только 8 тысяч тонн, или 1,9 процента.
Активно продолжается работа по вводу в эксплуатацию установок для улавливания и обезвреживания загрязняющих веществ из отходящих газов. Причем в прошлом году задания по строительству новых и реконструкции существующих установок были перевыполнены на 44,2 процента.
В целях снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду проводится работа, направленная на производство моторного топлива с низким содержанием серы, более широкое использование в качестве топлива сжиженного газа, организация системного контроля токсичности и дымности отработанных газов автотранспортных средств, введение ограничений на ввоз в республику устаревших автомобилей. Выработан целостный и последовательный подход к решению проблемы воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека при определении параметров улично-дорожной сети, типов пересечений, в том числе транспортных развязок разных уровней.
Кроме того, пересмотрена организационная структура Национальной системы мониторинга окружающей среды. Создана оптимальная сеть лабораторий государственного аналитического контроля и реализуется единая политика технического переоснащения лабораторной Минприроды.
Проделан существенный объем работы по введению в строй новых станций и постов наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха, внедрению автоматизированных систем измерений уровней основных загрязняющих веществ в крупных городах и в Березинском биосферном заповеднике. Начаты регулярные наблюдения за содержанием в воздухе частиц диаметром 10 мкм и менее, приземного озона и бензола. Существенно расширен перечень городов и постов наблюдений за содержанием в воздухе канцерогенного бенз(о)пирена.
Особое внимание уделяется организации локального мониторинга в местах размещения объектов, оказывающих особо вредное воздействие на природную среду. Только в 2006 году он дополнительно организован почти на ста таких объектах.
Внедрение экологической сертификации способствует активному привлечению белорусских предприятий к использованию современных, экологически ориентированных методов управления, а также создает условия для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке.
Нарушил — отвечай!
— Хотелось бы затронуть еще одну актуальную тему.  В настоящее время значительно ужесточены санкции, применяемые к нарушителям природоохранного законодательства. Стало ли в связи с этим меньше нарушений?
— Процесс совершенствования законодательства в области рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, в том числе усиления ответственности за его несоблюдение, идет постоянно.
Как известно, с 1 марта 2007 года введен в действие новый Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, что значительно ужесточило санкции, применяемые к нарушителям природоохранного законодательства. В отличие от предыдущего Кодекса в новом предусмотрена административная ответственность не только для физических лиц, нарушающих законодательство, но и для юридических, а также индивидуальных предпринимателей. Причем “потолок” этой ответственности достигает значительных размеров — до тысячи базовых величин для юридических лиц, например, за нарушение правил безопасности при обращении с экологически опасными веществами и отходами.
Новым КоАП и отдельными Указами Президента Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды предоставлено право привлекать к административной ответственности по 85 видам правонарушений. Это достаточно широкий, если так можно выразиться, диапазон для принятия мер по принуждению к соблюдению природоохранного законодательства.
Говорить сегодня о том, что благодаря новым административным мерам меньше стало правонарушений, конечно, преждевременно. Хотя должен отметить, после выхода Указов Президента Республики Беларусь № 580 и 581 2005 года, утвердивших новые правила охоты и рыболовства и ответственность за их нарушение, существенно снизилось количество правонарушений в этой сфере. У многих браконьеров само собой отпало желание идти на такие правонарушения.
Что же касается контроля за соблюдением природоохранного законодательства, то со стороны Минприроды он постоянно усиливается. За последние пять лет как количественные, так и качественные показатели инспекционной деятельности существенно возросли и улучшились — за счет повышения ее интенсивности и эффективности. Например, количество проверок, проведенных одним инспектором, увеличилось в полтора раза, количество выявленных нарушений и предписанных к исполнению мероприятий — почти в 3 раза. Налицо повышение требовательности и принципиальности в работе с правонарушителями. Количество оштрафованных и привлеченных к административной ответственности возросло в полтора раза и составило в 2006 году более 60 тысяч. Существенно ужесточен спрос с природопользователей, нанесших вред окружающей среде. В 2006 году им предъявлено 1309 исков на сумму более 1 миллиарда рублей — это в два раза больше по сравнению с 2001 годом, а в сопоставимом денежном выражении — в 4 раза.
В прошлом году за превышение установленных лимитов воздействия на окружающую среду, добычи и заготовки природных ресурсов, превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, выявленных в результате лабораторного контроля, около 3 тысяч раз предъявлялись штрафные санкции на общую сумму 44 миллиарда рублей, что больше чем в 2005 году по количеству на 11 процентов, а по сумме — в 6 раз.
Эти цифры — наглядное свидетельство проведенной работы по пресечению и предупреждению огромного числа нарушений природоохранного законодательства и возмещению ущерба, наносимого природе.
Со стороны может показаться странным, что при общем относительно благоприятном состоянии окружающей среды увеличено количество выявляемых правонарушений и применение санкций. Это объясняется более тщательным и качественным проведением проверок, вскрытием даже самых незначительных на первый взгляд нарушений, которым раньше не придавалось значения, а также более принципиальным, требовательным и жестким подходом к нарушителям, их допустившим. Неотвратимость наказания за любое природоохранное нарушение — главный принцип в нашей работе по осуществлению государственного контроля. Именно поэтому продолжается повышение требовательности к нашим специалистам за инспекторскую работу.
Так, за семь месяцев текущего года территориальными органами Минприроды выявлено 445 тысяч нарушений, количество которых возросло на 14,4 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К административной ответственности привлечено более 20 тысяч человек. Благодаря этим мерам на улицах и в лесах стало значительно чище.
В каждом районе республики есть инспекторы, которые ведут напряженную работу, следят за соблюдением природоохранного законодательства. Однако, к сожалению, их недостаточно для предотвращения всех нарушений. У нас на каждый районный орган приходится в среднем 3,3 инспектора. Это намного меньше, чем в других контролирующих органах, например, в системе санитарного надзора, жилищно-коммунального хозяйства. Тем не менее за семь месяцев 2007 года проведено уже 417 проверок каждым инспектором.
— Достаточно ли совершенна сегодня законодательная база в природоохранной сфере?
— Законодательство Республики Беларусь в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов является в достаточной степени развитым и разветвленным. За последние 10 лет в республике приняты основные природоохранные и природоресурсные законы (закон о растительном мире, об охране и использовании животного мира, лесной кодекс, кодекс о недрах, о земле, водный кодекс и другие).
Беларусь присоединилась ко многим международным договорам по вопросам охраны окружающей среды (Киотский протокол к Рамочной конвенции по изменению климата, Конвенция о биоразнообразии, Стокгольмская конвенция по обращению со стойкими органическими загрязнителями и другие). Это обеспечивает развитие экологического законодательства страны с учетом всех мировых тенденций в данной области.
В развитие указанных законов и международных договоров по вопросам охраны и использования вод, земель, атмосферного воздуха, озонового слоя, животного и растительного мира, лесов, особо охраняемых природных территорий, а также воздействия на климат, гидрометеорологической и генно-инженерной деятельности, обращения с отходами, геологического изучения недр, гидрометеорологической деятельности принято более 1500 указов Президента Республики Беларусь, постановлений правительства Республики Беларусь, постановлений уполномоченных республиканских органов государственного управления.
Загрязнитель платит
— Заработали ли в полную силу экономические стимулы?
— Принят ряд законодательных актов, регулирующих хозяйственную деятельность, устанавливающих порядок использования природных ресурсов и требования в сфере охраны окружающей среды, в том числе в архитектурной, градостроительной, инвестиционной, сфере туризма, газоснабжения и др. Конечно, еще нуждаются в правовом закреплении новые механизмы экологической безопасности — такие, как внедрение принципа расширенной ответственности производителей товаров, экологическое страхование, экологический аудит в процессе  приватизации  пред-приятий и др. Сегодня ведется работа по совершенствованию правовых механизмов взимания экологического налога, что является для нас крайне важным и первостепенным. Мы рассматриваем экономическое стимулирование природопользователей главным инструментом регулирования экологической безопасности в стране, а принцип “загрязнитель платит” — одним из основных в экономике природопользования. Естественно подобное регулирование неэффективно без усиления мер ответственности за нанесение ущерба окружающей среде.
Одним из наиболее значимых достижений стало введение экономических мер стимулирования природоохранной деятельности путем установления понижающих коэффициентов к ставкам экологического налога, нулевых ставок указанного налога, а также внедрения экономических механизмов, предусматривающих снижение сумм экологического налога на суммы затрат, направляемых плательщиками указанного налога на выполнение запланированных природоохранных мероприятий за счет их собственных средств. В результате поступления в республиканский фонд охраны природы возросли с 20,3 миллиона долларов в 2001 году до 188,2 миллиона долларов в прошлом году.
“Атомные” аргументы
— Леонтий Иванович, от Браслава рукой подать до Игналинской АЭС. Готовясь к закрытию станции, Литва заявила о намерении построить хранилища радиоактивных отходов неподалеку от нашей границы. Продолжаются ли переговоры по этому поводу?
— К сожалению, эта проблема все еще актуальна, так как Литовская Республика не отказалась от своих планов по размещению объектов для хранения радиоактивных отходов в непосредственной близости от государственной границы с Беларусью.
В рамках Конвенции по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте, которая вступила в силу для нашей республики 8 февраля 2006 года, Минприроды организовало и совместно со специалистами МЧС, учеными Национальной академии наук Беларуси провело целый ряд консультаций с литовскими специалистами по вопросам размещения планируемого к строительству хранилища радиоактивных отходов. На всех переговорах белорусская делегация настаивала на выборе площадки Стабатишки как наиболее удаленной от границы и находящейся в непосредственной близости от Игналинской АЭС.
Только благодаря активному переговорному процессу с литовской стороной, а также с международной общественностью нам удалось повлиять на процесс выбора площадок и принимать непосредственное участие в процедуре оценки воздействия на окружающую среду. Мы получили заверения со стороны Министерства охраны окружающей среды Литовской Республики, что при принятии окончательного решения о размещении хранилища все наши замечания в обязательном порядке будут учтены.
Рабочая группа и дальше продолжит свою работу по проведению консультаций по вопросам размещения других радиационно-опасных объектов, связанных со снятием с эксплуатации блоков Игналинской АЭС и по другим техническим аспектам хранилища радиоактивных отходов средней и низкой активности.
Кстати, в начале сентября группа белорусских специалистов по приглашению Министерства охраны окружающей среды Литвы приняла участие в консультациях по размещению хранилища отработавшего ядерного топлива блоков Игналинской АЭС. Наши замечания сводного заключения о размещении данного хранилища и технических аспектах его сооружения обсуждались с литовскими специалистами, и мы получили заверения в том, что они будут учтены в окончательной редакции Отчета по оценке воздействия на окружающую среду.
— Спасибо, Леонтий Иванович, за обстоятельное интервью. Успехов вам и вашему министерству в столь трудной, но необходимой всем нам работе. И хорошего настроения! Хотя Республиканский экологический форум — мероприятие серьезное, тем не менее это еще и большой праздник.
— Приглашаю всех, у кого есть возможность, поучаствовать в нем. Уверен, каждый найдет для себя на нашем форуме что-то полезное и интересное.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter