Думаете, это так просто — жить по правилам?

Кое-кто любит погорячее

Вот говорят, что мигрантам, наводнившим Европу, нужно интегрироваться: изучать язык, культуру и обычаи, чтобы мужчины арабского происхождения и мусульманского вероисповедания не думали, что если женщина носит короткую юбку и пользуется духами, то просит: возьми меня! Именно этим имам одной из кельнских мечетей объяснил поведение своих единоверцев в новогоднюю ночь. Интеграция — вещь, несомненно, необходимая. Но не только мусульманам, приехавшим в Западную Европу, она нужна. Вот у меня есть подруга Марина, переехавшая не так давно из Украины в ту же Германию (кто там сказал «не резиновая»?). Все ей нравится — и работа, и квартира, и Берлин. Арабские мужчины раздражают (к тому же она их побаивается), а к правилам жизни тоже приходится привыкать, от старых привычек отказываться. Думаете, это так просто — жить по правилам?


Вот ситуация. Взяла Марина машину напрокат проехаться с приятелем по Германии, чтобы по замку Нойшвайнштайн погулять (она о нем мечтает с тех пор, как диснеевские мультфильмы увидела) да в воды озера Кенигзее заглянуть. Марина любит ездить с ветерком, ограничения скорости для нее — досадная помеха. Их она предпочитает не замечать: включит музыку погромче, педаль в пол (да, есть девушки, которые любят побыстрее) и... В общем, гнала, в объектив радара попала, штраф заработала — обычная история (да, в Германии есть ограничения, если что). Но решила немецкую полицию... обмануть: сказала, что за рулем был ее приятель. А ей из полиции — фотокарточку с той самой камеры, и там четко видно, кто за рулем. Неприятная неожиданность. Замаячило обвинение в попытке обмана властей, а у германских компетентных органов чувство юмора (как, впрочем, и все остальные чувства, кроме сочувствия к беженцам) развито не слишком. Пришлось нанимать адвоката, ссылаться на плохое знание языка и обещать «больше не буду». Штраф заплатить — самой собой. Услуги адвоката, кстати, обошлись дороже штрафа.

«Эх, — рассуждает Марина, запивая стресс («А вдруг вышлют?» — кричала она мне в трубку) бокалом пива, — в Харькове у меня вообще никаких проблем не было бы: знаю, кому отнести, чтобы закрыть вопрос. Знаешь, как это тяжело — жить в безкоррупционной стране?» Я не знаю (даже не знаю, что нужно прописать после этих слов: «увы» или «к счастью»). Никогда не сталкивалась с такой проблемой. А вот Марина — постоянно. И не только потому, что любит побыстрее. Вот решила купить машину, но при этом сэкономить (все хотят, нормальное желание, и немцам, кстати, очень понятное). Почему бы не купить ее в наших, чешских, краях? Наученная прежним опытом, проконсультировалась с адвокатом. И что вы думаете? Оказалось, что Маринино «нормальное» желание в Германии означает уклонение от уплаты налогов и грозит чем–то пострашнее штрафа. То есть машину она в Чехии, конечно, купить может, но вот ездить на ней в Германии (с чешскими номерами) — ни в коем случае. То есть дорога туда–обратно — нормально, но чтобы каждый день — ни–ни. Потому что попытка купить машину в более дешевой стране означает неуплату налогов в Германии. Я сразу подумала про все эти многочисленные машины с российскими номерами на наших дорогах и с белорусскими в Москве. Еще одно подтверждение факта «что русскому хорошо, то немцу смерть». Теперь вот жду, когда наши налоговые органы начнут перенимать европейский опыт. Налоговые ж органы — они такие: ты им только на уклонение намекни...

Такие коррупционные схемы (которые только прямолинейная Марина так называет, мы им дарим самые разные эвфемизмы) давно стали нормой жизни во многих странах. Чехия — не исключение. Уж не знаю, что тому виной — то ли славянство наше общее, то ли социалистическое прошлое. Пятая часть чехов считает взятки нормой жизни и не задумываясь платит за то, чтобы ускорить прохождение самых разных процедур, а уж «отблагодарить» врача деньгами или подарком вообще считается само собой разумеющимся. И, кстати, благодарные (а как же!) чехи коррупцией это не считают. Последние 25 лет правительство Чехии борется с коррупцией — говорит, что беспощадно. Но проблема ведь, как это часто бывает, в дефинициях. Когда компании платят откаты — это, конечно, коррупция, и любой чех (и я вместе с ним) будет возмущен. Но «дать» врачу или учителю, чтобы у сына в школе отметки были получше? Какая же это коррупция? Это благодарность. Марина говорит: «Это упрощает жизнь». А я все время думаю: насколько это все–таки сложно — жить по правилам. И есть ли у меня право осуждать тех, кто всегда «благодарит»?

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 13 (24895). Суббота, 23 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter