Кое-что нужно делать не руками

Скрипка Страдивари, перстень Фаберже, платье от Диора... Работы прославленных мастеров всегда в цене...

Скрипка Страдивари, перстень Фаберже, платье от Диора... Работы прославленных мастеров всегда в цене. Позволить их себе могут единицы. Другое дело разрекламированные сегодня изделия ручной работы: косметика, конфеты, посуда. Отношение к ним неоднозначное. От восхищения — полезнее фабричных, из натуральных ингредиентов, без консервантов — до недоверия и полного неприятия. Где правда?


Мыльная опера


На пешеходной улице Ленинской в Могилеве есть магазин, где торгуют косметикой ручной работы. Мыло здесь стоит от 40 тысяч рублей за стограммовый кусочек. Шампунь — 80 — 100 тысяч. Оформление соответствующее: что ни изделие, то маленький шедевр. А запах! Кусочек мыла в форме кулинарного кекса с глазурью источает аромат шоколада.


Покупателей здесь по будням негусто, от силы пять–шесть человек за день — все же товар специфический. Зато, по утверждению хозяйки магазина Оксаны Огурчиковой, у прилавка всегда многолюдно перед праздниками, когда покупают подарки. Женихи — невестам, мужья — женам, школьники — учителям.


Впрочем, из разговора с хозяйкой магазина я выяснила, что косметика ручной работы производится не совсем вручную. Оксана — дистрибьютор известной российской фирмы. Весь ее товар изготавливается очень малыми партиями, под заказ, но... с использованием оборудования — точных весов, миксера, автоклава. Соблюдаются технология и рецептура. На все есть сертификаты.


Имеются у Оксаны и конкурентки. В интернете немало могилевских умелиц предлагают изготовить мыло ручной работы — также под заказ. Есть в «паутине» и снимки готовых изделий — с виду ничем не хуже фирменных: апельсиновые, кофейные, цветочные. Цены по сравнению с магазинными вполне по карману — 20, 15 и даже 10 тысяч рублей за стограммовый эксклюзив.


Фирмы–невидимки


Звоню по первому телефону с сайта. Моя бойкая собеседница уверяет, что работает по франшизе — т.е. за определенную плату приобрела право у предприятия–партнера войти в сеть. Ну, предположим, фирма «Кока-кола» согласилась передать вам свою торговую марку, чтобы вы на личной кухне могли делать «колу» и продавать ее...  Производит моя собеседница товар по фирменным рецептам из фирменных ингредиентов и им самостоятельно торгует (по такой же схеме работают, к примеру, рестораны фаст–фуд). Но когда интересуюсь, что за предприятие и можно ли будет при встрече ознакомиться с документами, на другом конце провода замолкают.


Следующая моя телефонная собеседница даже не пытается прикрыться «франшизой». Честно рассказывает, что рецепты своих «шедевров» черпает из интернета. По утверждению мастерицы, купив ее товар, я ничем не рискую: мыло само по себе дезинфицирует, от него «не подхватишь заразу». И недорого.


— Не поддавайтесь на такие уловки, не подвергайте риску кожу и волосы, — предупреждает работница могилевского косметического салона Анна Захарова, к которой я обратилась за советом. — Вся парфюмерия, косметика должна производиться по определенной технологии. В домашних условиях, когда ингредиенты отмеряются на глаз, соблюсти ее невозможно.


Очень скоро, побродив по интернету, убедилась в правдивости слов специалиста. Наладить выпуск косметики ручной работы дилетантам предлагают все кому ни лень. Одни обещают помочь новичкам рецептами и ингредиентами. Другие учат... размягчить на водяной бане хозяйственное мыло и добавить туда апельсиновые дольки, лимонную цедру, кофейные зерна — в общем, все, что попадется под руку. Только авторы двух объявлений предупреждают честно: чтобы основать нормальное производство, требуются вложения — 20 — 25 тысяч долларов, не менее. Нужно отремонтировать помещение в соответствии с санитарными требованиями, закупить специальную посуду и приспособления.


Рыбка из чужих рук


В здание, где расположен могилевский корпункт «СБ», часто наведываются коробейники. С украинскими одеждой и обувью, московской косметикой и... продуктами питания ручной работы. Дважды не удержалась. В первый раз приобрела самодельные конфеты, во второй — копченую рыбу.


Зефир в шоколаде, изготовленный на чьей–то кухне, к вечеру скукожился, затвердел. Скумбрия же, приготовленная местным умельцем с добавлением заварки черного чая, луковой шелухи и жидкого дыма, таяла во рту. Но хранилась недолго.


Знакомые товароведы и кулинары пришли в ужас от моей неразборчивости. Возможно, изготовители продуктов вовсе не желали обманывать покупателей, делали все «как для себя». Но чтобы выпускать любой пищевой продукт на продажу, нужно пройти специальное обучение, иметь оборудованный цех.


Кстати, они же, специалисты, подтвердили: изделия ручной работы действительно бывают вкусными и полезными. И дорого стоят. Нужно только четко усвоить: покупают их исключительно в официальных торговых точках — в магазинах, на рынках, в столовых, кулинариях, буфетах. И ни в коем случае с рук!


К примеру, в Могилеве в некоторых столовых, ресторанах повара лепят великолепные пельмени на продажу. Этот товар пользуется повышенным спросом. То же можно сказать и о булочках, чебуреках, пирожках и пирожных.


Во многих странах, в том числе и у наших соседей — в России, Прибалтике, Украине, — популярны небольшие семейные кондитерские, коптильни, колбасные цехи. Там производят изделия небольшими партиями, можно сказать, вручную. При этом все предприятия имеют юридические адреса, ни от кого не прячутся, а рецепты изделий хранит и совершенствует не одно поколение.


— Если товар соответствует нормативам, есть его техническое описание, при производстве не нарушается технология, получены сертификаты, — такое производство только приветствуется, — подводит черту главный врач Могилевского центра гигиены и эпидемиологии Вячеслав Шуляк. — Ведь можно и на самом современном оборудовании произвести плохой товар и, напротив, очень хороший — вручную. Главное, чтобы у мастера были условия для работы — помещение и приспособления, отвечающие санитарным нормам и требованиям. А сам умелец перед началом работы должен обязательно пройти медосмотр.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter