17 проектов для армии: какие задачи решают солдаты в новой роте информационных войск

Код в сапогах

В ноябре прошлого года в Военной академии появилось новое подразделение — рота информационных технологий, за которой сразу прочно закрепилась приставка IT. Корреспондент «Р» пообщался с «солдатами будущего», а также оценил  условия их службы и узнал о том, какие задачи они выполняют.

Сейчас солдаты IT-роты работают с несекретными данными, но обязательства о неразглашении информации у них есть

Служба в радость

В начале года закончился курс молодого бойца для солдат новой IT-роты, с первой недели января они активно кодят — пишут программы в интересах Вооруженных Сил. Заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил по научной работе полковник Николай Бузин по-военному четко определил назначение IT-роты:  

— Новое подразделение создано для эффективного использования потенциала военнослужащих срочной службы с высоким образовательным и интеллектуальным уровнем и навыками программирования в интересах Вооруженных Сил.


Военнослужащие роты информационных технологий используют свои знания для совершенствования тренажерных комплексов, создания автоматизированных баз данных, примут участие в разработке программ по обеспечению защиты информации и поддержке принятия решений на всех уровнях управления.

Все «IT-бойцы» получат и войсковую специальность. Они уже прошли курс начальной военной подготовки, выполнили упражнения стрельб.  В целом их распорядок дня мало чем отличается от того, которым живут тысячи их сослуживцев, за одним исключением: когда солдаты других родов войск идут на занятия «в поля», эти ребята — садятся за компьютеры.  

Новое подразделение — вотчина полковника Виталия Хаменко, начальника отдела информационных технологий Военной академии:

— В настоящее время рота из 40 человек выполняет 17 проектов.  Для качественного выполнения задач из военнослужащих сформированы рабочие группы. Количество и квалификация членов группы определялись исходя из сложности работы. Поначалу технические задания у солдат нестрогие, дальше планирование работы станет жестче.

Виталий ХАМЕНКО.

90 процентов времени занятий солдат IT-роты — программирование, остальные 10 — боевая подготовка и постижение специальных дисциплин. Большинство ребят выполняют задачи такой же сложности, что и программисты уровня «джуниор» на гражданке — младший сотрудник, который отвечает лишь за свой кусок кода, всей картины проекта он не видит. Более опытные в программировании «бойцы» — кураторы проекта, они и доводят продукт до готовности. И, наконец, связующее звено между заказчиком и программным продуктом — офицеры группы сопровождения деятельности роты. 

Сейчас солдаты IT-роты работают с несекретными данными, но обязательства о неразглашении информации, как и у всех военнослужащих, у них есть. Сразу же после присяги их проинформировали о возможности перейти на службу по контракту. Солдаты в раздумьях. Плюсы: зарплата, живешь дома, а не в казарме. Нюанс лишь в том, что в IT-сфере зарплаты все же в разы выше, служить год, контракт — на два.

Фейсконтроль

Министерство обороны формировало пополнение IT-роты из списка молодых людей, которые имеют профильное образование, по мере прохождения теми отбора в военкоматах. К слову, конкурс в роту был высок — 8 человек на место. Настоящий ажиотаж. Сотрудники отделения прикладного программирования Военной академии при отборе изучали «портфолио» кандидатов, их деловые, морально-психологические качества. По здоровью, что и понятно, требования не были повышенными — достаточно быть годным к прохождению военной службы. Однако это вовсе не значит, что бойцы IT-роты хилые: среди них есть те, кто подходил для службы в десантных войсках или роте почетного караула. 

Министерство обороны подбирало пополнение -роты из списка молодых людей, которые имеют профильное образование, по мере прохождения теми отбора в военкоматах. К слову, конкурс в роту был высок — 8 человек на место

Вот это класс!

Живут «IT-бойцы» в казарме, такой же, как и курсанты Военной академии в первый год обучения. Свежий ремонт, много света, тренажеры и душевые кабины прямо в армейском общежитии, а рабочие места оборудованы, без преувеличения, по высшему разряду. 

Из «аналогового» мира попал в цифровой: сам интерьер холла IT-роты дает понять — здесь правят технологии: на стене — объемная карта мира, переговорная комната отделена стеклянными панелями, как в современных офисах. На входе в класс вывеска золотыми буквами «Рота информационных технологий» со стилизованным облаком тегов.

В самом классе работают бойцы цифрового фронта в «открытом пространстве» в удобных (проверено. — Авт.) креслах с поддержкой для шеи, друг от друга они «скрылись» за перегородками. По нормам охраны труда больше восьми часов за компьютером солдаты не работают. Также по этим нормам при проектировании интерьера учтены звукопоглощение комнаты, ее вентиляция, кондиционирование и освещенность. В торце класса — маркерная доска, на ней расписано планирование работы. 



Во главе угла деятельности IT-роты — эффективность. Она определяется количеством строк обновленного кода в проекте и выполнением промежуточных функций. Написание кода — процесс творческий, поэтому в подразделении собираются разрешить слушать музыку в наушниках во время программирования. 

Большинство солдат нового подразделения выпускники вузов прошлых лет. Одиннадцать человек из них уже успели поработать в компаниях — резидентах Парка высоких технологий. Влад из Витебска только окончил ВГУ. На последних курсах занимался созданием веб-приложений для строительной сферы. Рядом с клавиатурой на его рабочем столе книга о Стиве Джобсе. Можно сказать, чтиво косвенно профессиональное. 

— Стало быть, есть свободное время на чтение? — интересуюсь. 

— Так точно, — заметно, что Влад уже отвык от привычного «гражданского» слова «да».  

Кстати, у ребят есть специальная комната, где  во время перерыва можно попить чай и ненадолго углубиться в любимую книгу. За каждым бойцом закреплен свой компьютер — «персональное оружие». Мониторы широкоформатные, их размер позволяет параллельно запускать несколько программ. Мощный компьютер не дает «ансамблю» программ тормозить. Отдельно выделены пять машин с серьезными видеокартами для проектов с 3D-графикой. К слову, перед закупкой техники военные консультировались с IT-компаниями.


Разговор на языке кода

Цифровой мир «говорит» на английском. Так уж повелось. Поэтому солдаты владеют профессиональным инглишем. В арсенале языков программирования — C Sharp, Java, «плюсы» в разной интерпретации. Помогают писать объемные коды средства разработки, которые работают на свободно распространяемой операционной системе Linux. 

Все данные хранятся на защищенных серверах. Правда, к их администрированию бойцы не допускаются. Блокировка социальных сетей априори.  Выход в интернет — только чтобы гуглить. Все «похождения» во «всемирной паутине» сохраняются в кэше и просматриваются. 

Как по мне, у солдат IT-роты «пряников» достаточно. Однако еще на этапе отбора молодых людей предупредили: пройти службу налегке не выйдет. Лентяи в любой момент решением начальника Военной академии могут «совершить трансфер» в другое подразделение. 

ikras@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter