Бобруйская укрупненная типография имени А. Т. Непогодина в нынешнем году практически вдвое увеличила экспорт, 80 процентов которого приходится на РФ. Для укрепления своих позиций на российском рынке предприятие в ближайшее время запустит новую линию, которая позволит увеличить выпуск упаковки с электронным кодом. Сейчас это направление наиболее востребовано у партнеров в связи с необходимостью защиты рынка от контрафактной продукции.
![](/upload/iblock/bde/iax23yzeg8fm7lsd5604ccvn1rkgk1ep.jpg)
Когда с развитием цифровых технологий потребность в бланках строгой отчетности снизилась и возрос спрос на упаковочную продукцию в связи с высокими темпами развития пищевой и перерабатывающей промышленности, бобруйское предприятие рискнуло освоить новое для себя направление. И не прогадало — не только заняло значительную часть рынка упаковки в Беларуси, но и наращивает поставки за рубеж.
Львиная доля зарубежных заказов поступает из России и стран СНГ, что вполне объяснимо. В 2021 году в процессе поэтапного внедрения кода DataMatrix на молочную продукцию (по программе «Честный знак», Россия) типография приобрела специальный печатный модуль «Домино» для нанесения на упаковку электронных кодов. Объем работы с кодами у типографии и так значительный, а новая производственная линия, которую сейчас будут устанавливать российские специалисты, его только увеличит.
![](/upload/iblock/e0a/gfvdaavhtnc2bl0eg7itc9pd0dgdlxk5.jpg)
Владимир Пасько
Секрет хорошей рентабельности типографии кроется в том, что здесь берутся даже за мелкие заказы и, помимо упаковки, изготавливают календари, проездные билеты, облигации, знаки почтовой оплаты. Выпускается около 50 основных видов продукции, а подвидов в разы больше. Например, те же страховые полисы разных фирм: с оборотом и без, в одну краску или две, с двойной нумерацией или одинарной, с одной защитной сеткой или двумя-тремя. Тиражи уменьшаются, но при этом разнообразие видов продукции растет. В год предприятие оформляет более 6000 заказов, перерабатывает до 1200 тонн сырья, делает около 150 миллионов краскооттисков. Все это благодаря техническому развитию, постоянному обучению персонала, его универсальности и взаимозаменяемости.
Коллектив типографии, к слову, небольшой — около 150 человек. Средняя заработная плата перевалила за две тысячи рублей, поэтому неудивительно, что текучка кадров минимальная. Мастер печатного цеха Николай Сахон в типографии 41 год, положением дел доволен:
— Коллектив хороший, зарплата достойная, и оборудование отличное. Раньше станки были другие, многое набирали руками, а теперь кругом цифра. В январе выходить на пенсию, сердце за типографию спокойно — нам на смену пришла толковая молодежь.
У печатника офсетной печати Александра Калиновского целая типографская династия. Отец работал на предприятии 42 года, около десяти лет здесь трудится сестра, и у него самого набежал 20‑летний стаж.
— Работа непростая, — рассказывает печатник. — Официально обучение длится три месяца. Но чтобы стать настоящим мастером, может потребоваться три-четыре года.
![](/upload/iblock/649/ph10snwzfao5ow4axyrzgqux8axoci20.jpg)
— Я работы не боюсь, особенно когда за нее платят внушительно, — улыбается передовик. — Один воспитываю трех дочерей, нужно одеть-обуть, на учебу денег дать. Задумываюсь и над расширением жилья в будущем, а пока коплю на машину. Поэтому рад, что наша типография работает в полную силу, перебоев с заказами нет.
В планах у бобруйской типографии приобрести новую флексографскую печатную машину и цифровую рулонную печатную машину, что разнообразит художественное и графическое оформление, виды и формы этикеточной и упаковочной продукции.
![](/upload/iblock/403/5qqns9ebrgt6684z5280mjlx7jldj41t.jpg)
![](/upload/iblock/f43/exag6f85ib8ozhrglqj7gd1ovku0hhcd.jpg)
![](/upload/iblock/f15/ztb8spkff5sxnkonx9ey2qxq3oudhvi4.jpg)
![](/upload/iblock/790/dk82a0oo0cpwawssrqndzfh7iwp23zvu.jpg)
![](/upload/iblock/cb7/pw0au6dmcc8ml0tfoa3kifumxnrg3phy.jpg)
![](/upload/iblock/c42/i18h0vls32d4lhji5qxhygvimd5s1o5m.jpg)