Речицкой картинной галерее 9 января происвоят имя Александра Исачева

Код Исачева

Раскроют ли потомки тайны талантливейшего художника из Речицы?
9 января Речицкой картинной галерее будет присвоено имя Александра ИСАЧЕВА. Классик современности, создавший более 500 полотен в тончайшей технике лессировочного письма, Исачев навсегда останется явлением в культурной жизни Беларуси, мира.

Александр ИСАЧЕВ в квартире Г. Михайлова, Ленинград, 1970-е гг.
Александр ИСАЧЕВ в квартире
Г. Михайлова, Ленинград, 1970-е гг.

Накануне культурного события корреспондент «СГ» выехала на родину талантливейшего художника, где по крупицам собрала уникальные подробности жизни и творчества Александра Исачева.

Впервые работы Александра ИСАЧЕВА я увидела, когда училась в школе. Тогда к урокам истории и мировой художественной культуры мы готовили сообщения о знаменитых земляках. Вырезки из газет и журналов, несколько искусствоведческих статей из библиотеки… Помню, скупой материал, на котором довелось знакомиться с художником, впечатлил не биографическими данными, а репродукциями самих работ. В картинах Исачева более всего потрясали глаза. Бездонные, полные спокойствия и вековой мудрости…

С того момента прошло уже 10 лет. Попробуем перекинуть оттуда своеобразный мостик в настоящее, изучить не самые известные страницы из жизни и творчества Александра Исачева.

Виртуозный баянист 

В деревне Озаричи Калинковичского района 11 января 1955 года в семье Анатолия и Марии Исачевых появился на свет сын Александр. Этот день до сих пор помнит сельчанин Владимир Макатров. Владимир Лазаревич тогда был директором Дома культуры. А отец Александра Анатолий работал там аккомпаниатором:

Житель Озаричей Владимир МАКАТРОВ показывает место на улице Чкалова в деревне, где стоял дом, в котором жила семья Исачевых
Житель Озаричей Владимир МАКАТРОВ
показывает место на улице Чкалова в
деревне, где стоял дом, в котором жила семья
Исачевых

— «Сын у меня родился, приходи, Лазаревич, ко мне, отметить», — пригласил меня Толя. Посидели, выпили за новорожденного, как полагается, да и разошлись. Запомнилась мне идеальная чистота в комнатах. Достаток? Как и у всех сельчан по тем временам — скромный. Дом на улице Чкалова у нас в Озаричах считался ведомственным жильем: принадлежал машинно-тракторной станции. Как только у Исачевых образовалась семья, им его и выделили.

Владимир Макатров ныне местный знаменитый краевед. Об истории Озаричей и его жителях, кажется, знает все. Еще в 1951 году, 27 августа, Лазаревича после Могилевского культпросветучилища направили на работу в Озаричи художественным руководителем в Дом культуры районного уровня (был Домановичский район с центром в Озаричах). А заведовал ДК как раз отец будущей знаменитости.

Анатолий Исачев, уроженец Ленинградской области, оказался в Озаричах в числе бойцов отряда минеров. Здесь и познакомился с будущей женой Марией. Она была родом из Волосовичского сельского Совета, работала в отделе земледелия.

Александр ИСАЧЕВ в Речице, 1976 г.
Александр ИСАЧЕВ в Речице, 1976 г.

Домановичский Дом культуры гремел в то время на всю округу. Лазаревич вспоминает, как вместе с Анатолием Исачевым создавали сельский хор, который на всех конкурсах художественной самодеятельности брал первые премии. Сам же Анатолий, не имеющий профессионального образования, виртуозно владел баяном.

— На работе он горел, но иногда мог и вспылить, — замечает Макатров. — Ему прощалось. Талант был: любую мелодию схватывал на лету. Но в районе распорядились и сделали рокировку. Меня — на должность директора, Анатолия — на мое место. Без обид — так решила партия. Друзьями мы не были, скорее, приятелями…

— Улыбку его забыть невозможно, — включаются в разговор Раиса Сташевич и Нина Шаблинская. Раиса Иосифовна в те годы библиотекарем работала. А Нина Анисимовна вела статистику. Бабушкам сегодня, как и Макатрову, уже далеко за 80, но о супругах Исачевых помнят. По их словам, Анатолий был человек дружелюбный, великолепно играл, заводилой был. Что и говорить, находка для Озаричского ДК. И супруга его Мария под стать Анатолию: статная, энергичная. Но как-то особняком держалась от сельских женщин.

Наталья ШЕСТАК, Наталья ХВАТИК, Александра ПАХАРЕНКО и Евгений ГРУДЬКО — молодая поросль озаричских художников
Наталья ШЕСТАК, Наталья ХВАТИК, Александра
ПАХАРЕНКО и Евгений ГРУДЬКО — молодая поросль
озаричских художников

— Недолго прожили Исачевы в Озаричах, — заключил Лазаревич. — Анатолий уехал к себе в Ленинградскую область. А Мария с детьми — к сестре в Речицу. Почему они решили разойтись, не знаем. Связей с семьей мы не поддерживали. И лишь в конце 80-х годов прошлого столетия узнали, кем стал наш земляк Александр Исачев.

А что знают о выдающемся мастере юные жители Озаричей? В обычной сельской школе 210 учеников. Здесь дети делают первые шаги в изобразительном искусстве. К примеру, восьмиклассница Наталья Шестак. На республиканском конкурсе «Соблюдай законы дорог» Наташин рисунок взял первую премию:

— Александр Исачев для нас, конечно, пример для подражания. В школе с нами занимается учитель рисования Светлана Григорьевна Миргород. Она зачастую подбрасывает нам идеи для новых работ, подсказывает, в каких конкурсах можно поучаствовать и стать призером. К сожалению, лично у меня не так много времени остается на художественные занятия. Я сама из многодетной семьи, пятеро нас у родителей, так что забот по хозяйству хватает. Готовка, уборка. У нас еще есть на подворье куры, свиньи, утки. За всем этим нужен глаз да глаз. Родители заняты в сельском хозяйстве: мама Елена — телятница на ферме, отец Сергей — в парниках. 

Магию кисти в кружке Светланы Миргород осваивают еще и Наталья Хватик (7 класс), Александра Пахаренко (3 класс), Евгений Грудько (2 класс). У каждого из ребят в копилке награды с республиканских художественных конкурсов. Кто знает, может быть, именно они у мольберта много лет спустя, как и их земляк Александр Исачев, еще раз прославят родную деревню?

Ленинградские университеты

В Речице на высоком берегу Днепра жил Александр Исачев с трех лет. Азам мастерства обучался и в школе-интернате в Мозыре (ныне упразднена), а затем и в Минской изобразительной школе-интернате по музыке и изобразительному искусству. Но вот какой поворот судьбы: проучился там четыре года и был отчислен. За что? По нынешним временам — за пустяк. Выкрасил волосы в рыжий цвет и отказался сменить их цвет или обриться наголо. Неужели опытные учителя не разглядели в юноше недюжинный талант? Ведь работы Исачева уже демонстрировались на выставке детского рисунка в Женеве и получили высокую оценку. Как позже расскажет Анатолий Алай, режиссер-документалист, снявший фильм о белорусском художнике «Не плачьте обо мне», о минском периоде творчества мало свидетельств: «не сохранилось ни его рисунков, ни документов, ни приказа с формулировкой отчисления».

Более насыщен событиями ленинградский период Исачева. Закончив обучение в речицкой вечерней школе рабочей молодежи, в начале 1973 года Александр вместе с другом Игорем Шпадаруком уезжает в Ленинград. Зачем? Чтобы поближе сойтись с творческой средой, увидеть «подпольную» культуру Петербурга. Поэты и художники с утра до ночи вели пылкие разговоры об искусстве, спорили до хрипоты, ходили на последние деньги на знаменитые театральные постановки… Иными словами, там была «живая жизнь живого искусства», как позже в интервью скажет Александр Исачев. Именно тогда он осознал: живопись — дело всей его жизни.

В Ленинграде Исачев и Шпадарук жили на правах «лимитчиков» (устраивались разнорабочими, получали место в общежитии). Но недолго. В конце 1973-го художник возвращается в Речицу. Летом 1974-го он женится. Его избранницей становится девушка из Речицы, та, которой еще до отъезда в Ленинград читал стихи Блока и Хлебникова на скамейке у Днепра. Александр и Наталья жили в Речице. Однако город Петра по-прежнему оставался местом, где Исачев подпитывался творчески. Потребность писать кистью и карандашом была столь же сильной, как и потребность дышать. Из-под его руки выходили наброски и рисунки десятками и сотнями. Первые работы экспонировались на официальных выставках ленинградских художников нетрадиционных направлений. Это были площадки Дворцов культуры имени Гааза и «Невского». 

Там-то их впервые и купил Георгий Михайлов, спустя годы ставший крупным коллекционером. Он предложил художнику жилье и помощь. Квартира Михайлова на шоссе Революционном была своего рода художественной галерей, или салоном. Работы неформальных художников, которые выставлялись там, находили и своих поклонников, и покупателей. Вернисажи проходили буквально каждую неделю.

1 марта 1979 года планировалась выставка «Москва — Париж», где должен был выставиться и Исачев. Но за неделю до ее открытия Михайлова арестовали. 363 картины опечатали, 120 забрали в суд. Георгию Николаевичу вменяли пропаганду «чужеродного» искусства, далекого от требуемого социалистического реализма. Коллекцию приказали уничтожить. Михайлов эмигрирует, затем вернется в Санкт-Петербург и начнет истово пропагандировать искусство Александра Исачева, именем которого и назовет свою галерею…

Ошибся адресом

В конце 70-х с Александром Исачевым познакомился речицкий скульптор Максим Пожарицкий. Его друг Валерий Коновалов был так называемым учеником Исачева, брал у мастера уроки. Однажды Валерий показал Максиму слайды с работами Исачева, и юноши решили пойти к мастеру лессировочного письма в гости. Ребята планировали поступать в художественное училище, поэтому как губка готовы были впитывать любые ремарки и советы Исачева. Максим Леонидович вспоминает:

— В это время он писал картину «Апостол Петр». Неоконченная работа была близка к финишу. Картина стояла на табуретке, низко. Пол был усыпан тюбиками от краски. Условия показались мне невозможными для творчества. Валера меня представил Александру. Тот поинтересовался моими притязаниями в искусстве. Разговор у нас получился короткий. Ошеломляющего впечатления встреча на меня, признаюсь, не произвела.

После этого Максим Пожарицкий уехал учиться в Минск, потом отслужил в армии. Судьбоносной оказалась вторая встреча, без которой, возможно, все сложилось бы по другому сценарию. Максим Леонидович шел навестить свою крестницу, родители которой снимали квартиру в соседнем доме от того, где жили Исачевы. Но Пожарицкий перепутал дома. Вошел в подъезд, поднялся на этаж, пришел к нужной ему двери. Оттуда раздался голос: «Заходите». Исачев вышел из кухни. Сконфуженный тем, что ошибся адресом, Пожарицкий не сразу узнал Исачева. Но на стенах квартиры увидел картины очень напоминающие работы мастера.

— Ты имеешь какое-то отношение к Исачеву? — осторожно поинтересовался Максим Леонидович.

— Да. Я Исачев и есть, — спокойно ответил живописец.

Они наконец узнали друг друга. Начали общаться. Взаимные визиты в гости, обсуждение работ больше походили не на дружбу, а на обмен мнениями коллег по цеху. Исачева и Пожарицкого объединял интерес к искусству.



Фото автора и из альбома-каталога «Александр Исачев: живопись, миниатюра, графика, иконопись»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter