Цыганская диаспора в Беларуси насчитывает около 60 тысяч человек. Само слово “цыгане”, как ни парадоксально, не цыганское. Этот народ о себе говорит “ромы”. Есть у цыган и свое руководство. Президентом мировой цыганской общественности избран Станислав Станкевич, выходец из белорусских цыган из Гродненской области. Руководитель цыганской диаспоры в Беларуси — Олег Козловский, он же избран президентом Союза ромских общин стран СНГ и Балтии. А на местах власть представлена старейшинами. Это люди, пользующиеся уважением, весом в обществе, к чьему мнению прислушиваются и молодежь, и старики.
— Титула “цыганский барон” в среде ромов никогда не существовало, — рассказывает Артур Гомонов. — Просто уважаемых пожилых людей цыгане называли “баро”, что значит “большой”. А букву “н” добавили не ромы.
Постепенно это понятие уходит в прошлое. Но по-прежнему, чтобы обрести среди ромов статус того, кого еще в начале прошлого века назвали бы “баро”, необходимо выполнять ряд неписаных законов. Цыганский старейшина должен ограничивать себя в спиртных напитках, уважать старших и быть примерным семьянином. И вопреки расхожему мнению за всю жизнь не иметь проблем с законом, зарабатывать честно. Народная молва обычно связывает цыган с воровством. Сегодня, подчеркнул Артур Гомонов, воровство в цыганской среде осуждается так же, как и прочие противоправные действия. На это направлена внутренняя политика, проводимая диаспорой и руководством белорусских цыган. От прошлого осталась только старинная легенда: будто бы в день казни Христа некий цыган похитил гвоздь, который должен был пробить голову Иисуса. За то, что цыган облегчил страдания Сына Божьего, Бог позволил этому народу нарушать одну из 10 заповедей — не укради.
Старейшины вершат цыганский суд — решают возникающие между ромами споры. Самое страшное наказание для цыгана — быть изгнанным из своего общества.
— Цыгане сильны тем, что всегда помнят о родственных и дружеских связях. Часто цыгана из Минска или Гомеля, к примеру, приглашают на похороны в Краснодар или на свадьбу в Петербург.
Умея легко приспосабливаться, цыганский народ охотно перенимает особенности уклада жизни страны, где он селится. И сохраняет их в своей среде даже когда народ, у которого они взяли те или иные традиции, сам успел их позабыть. Белорусские цыгане, к примеру, органично вплели в цыганскую речь белорусские слова “бульба” (вместо собственного “баруны”), “рушник”, и до сих пор с удовольствием танцуют “Лявониху” и польку на цыганский манер. Перенятые у коренных жителей национальные черты и создают различия между цыганами разных стран. Заимствуют ромы и религию той страны, где живут. 70 процентов белорусских цыган — православные, а ромы — выходцы из Литвы и Латвии, проживающие в Беларуси, — католики. Парадоксально, но колдовство и черная магия, как отметил мой собеседник, у цыган запрещены. А вот некий провидческий дар — от Бога — у цыганского народа действительно есть, убежден Артур Гомонов. Встречаются те, кто обладает даром, и у других народов, но среди цыган, мол, таких больше. Причем научиться предсказывать будущее или гадать невозможно, считает вице-глава диаспоры. Это уж или есть, или нет...
Смешанные браки с представителями других национальностей в цыганской среде не поощряются и составляют менее 5 процентов. Осуждаются и разводы: семья для цыган — одна из главных ценностей. По утверждению Артура Гомонова, цыгане очень набожны, и важнее похода в загс у них считается венчание. Замуж цыганская девушка выходит в 16 — 20 лет. Начиная с этого возраста молодой человек может предложить своей потенциальной супруге бежать. Девушка, согласившись, отсутствует дома день и ночь. После молодые возвращаются к родителям невесты. По традиции, далее следует скандал с отцом и матерью девушки, родители угрожают изгнать скомпрометированную дочь из дому, но после прощают, и все заканчивается свадьбой. Цыганская женщина, вопреки расхожим литературным образам, в семье скромна и послушна. Сегодня, однако, она участвует в жизни семьи наравне с мужчиной.
Белорусская цыганская диаспора существует уже около десяти лет, и один из главных вопросов, требующих ее внимания, — необразованность цыганского населения. Отсутствие образования Артур Гомонов называет корнем всех бед ромов.
— Цыгане только в 60-х годах XX века начали вести оседлый образ жизни, и у многих по сей день еще сохранился кочевой менталитет. Когда ромы кочевали, учиться на одном месте у них просто не было возможности, — отмечает вице-глава цыганской диаспоры Беларуси. — Но современный мир выдвигает другие требования. Диаспорой уже многое сделано для того, чтобы повысить образовательный уровень своего народа.
Сегодня средним образованием охвачено порядка 80 процентов цыганских детей Беларуси, с каждым годом все больше ромской молодежи поступает в вузы. Но в небольших населенных пунктах — Турове, Давид-Городке, Житковичах маленькие ромы по-прежнему не ходят в школу. Необразованность цыган среднего и старшего поколения влечет за собой еще одну проблему — трудоустройство. Чем живут цыгане? Как рассказал вице-глава диаспоры, женщины скупают оптом продукты питания, недорогую одежду и перепродают по деревням, тем же белорусские цыганки занимаются в России и Украине. Мужчины работают посредниками в фирмах, занимаются предпринимательством. В прежние времена многие цыгане жили за счет животноводства. Сегодня “дети дорог” начинают открывать в Беларуси свои небольшие животноводческие хозяйства.
Не так давно профессор Иван Кахановский, цыган родом из Литвы, предпринял попытку создать цыганскую письменность — родная речь цыган до нынешних времен не имеет письменного выражения. Но цыгане не чувствуют необходимости в письменном выражении своей речи, как и в собственном государстве. На пятом Всемирном цыганском конгрессе этот вопрос поднимался, и абсолютное большинство высказалось против.
— Родиной мы называем ту страну, в которой родились, — поясняет Артур Гомонов. — Белорусские цыгане своей родиной считают Беларусь.
Несколько лет назад руководители цыганской диаспоры в Беларуси планировали открыть в Минске свою школу, но, поразмыслив, отказались от этой идеи, чтобы не отделять ромских детей от белорусских.
— Ромы открыты для общения с любыми другими национальностями, — подчеркнул мой собеседник. — Наши дети растут вместе с белорусскими. Поэтому нам и не хотелось искусственно их разделять, проводить какую-то границу, создавать предпосылки для межнациональной розни.
Действительно, в Северном поселке, Колодищах, других районах столицы, где уже много лет живут цыгане, белорусская детвора легко объясняется на ромском языке...
Кочевая звезда над Беларусью
Действительно, цыганский народ всегда был окружен ореолом тайны, порождающим бесконечные вопросы. Отчасти во всех этих легендах виноваты писатели: в литературной традиции самых разных стран цыганок принято изображать роковыми красавицами — губительницами сердец, которые к тому же запанибрата с потусторонними силами... Как рассказал “Народной газете” вице-глава цыганской диаспоры в Беларуси Артур Гомонов, сами цыгане вовсе не стремятся поддерживать этот мистический ореол в глазах представителей других народов. Просто их традиции и обычаи обусловливают достаточно замкнутый внутри своей диаспоры образ жизни и круг общения...