Кочевая звезда над Беларусью

Действительно, цыганский народ всегда был окружен ореолом тайны, порождающим бесконечные вопросы. Отчасти во всех этих легендах виноваты писатели: в литературной традиции самых разных стран цыганок принято изображать роковыми красавицами — губительницами сердец, которые к тому же запанибрата с потусторонними силами... Как рассказал “Народной газете” вице-глава цыганской диаспоры в Беларуси Артур Гомонов, сами цыгане вовсе не стремятся поддерживать этот мистический ореол в глазах представителей других народов. Просто их традиции и обычаи обусловливают достаточно замкнутый внутри своей диаспоры образ жизни и круг общения...

Цыганская диаспора в Беларуси насчитывает около 60 тысяч человек. Само слово “цыгане”, как ни парадоксально, не цыганское. Этот народ о себе говорит “ромы”. Есть у цыган и свое руководство. Президентом мировой цыганской общественности избран Станислав Станкевич, выходец из белорусских цыган из Гродненской области. Руководитель цыганской диаспоры в Беларуси — Олег Козловский, он же избран президентом Союза ромских общин стран СНГ и Балтии. А на местах власть представлена старейшинами. Это люди, пользующиеся уважением, весом в обществе, к чьему мнению прислушиваются и молодежь, и старики.
— Титула “цыганский барон” в среде ромов никогда не существовало, — рассказывает Артур Гомонов. — Просто уважаемых пожилых людей цыгане называли “баро”, что значит “большой”. А букву “н” добавили не ромы.
Постепенно это понятие уходит в прошлое. Но по-прежнему, чтобы обрести среди ромов статус того, кого еще в начале прошлого века назвали бы “баро”, необходимо выполнять ряд неписаных законов. Цыганский старейшина должен ограничивать себя в спиртных напитках, уважать старших и быть примерным семьянином. И вопреки расхожему мнению за всю жизнь не иметь проблем с законом, зарабатывать честно. Народная молва обычно связывает цыган с воровством. Сегодня, подчеркнул Артур Гомонов, воровство в цыганской среде осуждается так же, как и прочие противоправные действия. На это направлена внутренняя политика, проводимая диаспорой и руководством белорусских цыган. От прошлого осталась только старинная легенда: будто бы в день казни Христа некий цыган похитил гвоздь, который должен был пробить голову Иисуса. За то, что цыган облегчил страдания Сына Божьего, Бог позволил этому народу нарушать одну из 10 заповедей — не укради.
Старейшины вершат цыганский суд — решают возникающие между ромами споры. Самое страшное наказание для цыгана — быть изгнанным из своего общества.
— Цыгане сильны тем, что всегда помнят о родственных и дружеских связях. Часто цыгана из Минска или Гомеля, к примеру, приглашают на похороны в Краснодар или на свадьбу в Петербург.
Умея легко приспосабливаться, цыганский народ охотно перенимает особенности уклада жизни страны, где он селится. И сохраняет их в своей среде даже когда народ, у которого они взяли те или иные традиции, сам успел их позабыть. Белорусские цыгане, к примеру, органично вплели в цыганскую речь белорусские слова “бульба” (вместо собственного “баруны”), “рушник”, и до сих пор с удовольствием танцуют “Лявониху” и польку на цыганский манер. Перенятые у коренных жителей национальные черты и создают различия между цыганами разных стран. Заимствуют ромы и религию той страны, где живут. 70 процентов белорусских цыган — православные, а ромы — выходцы из Литвы и Латвии, проживающие в Беларуси, — католики. Парадоксально, но колдовство и черная магия, как отметил мой собеседник, у цыган запрещены. А вот некий провидческий дар — от Бога — у цыганского народа действительно есть, убежден Артур Гомонов. Встречаются те, кто обладает даром, и у других народов, но среди цыган, мол, таких больше. Причем научиться предсказывать будущее или гадать невозможно, считает вице-глава диаспоры. Это уж или есть, или нет...
Смешанные браки с представителями других национальностей в цыганской среде не поощряются и составляют менее 5 процентов. Осуждаются и разводы: семья для цыган — одна из главных ценностей. По утверждению Артура Гомонова, цыгане очень набожны, и важнее похода в загс у них считается венчание. Замуж цыганская девушка выходит в 16 — 20 лет. Начиная с этого возраста молодой человек может предложить своей потенциальной супруге бежать. Девушка, согласившись, отсутствует дома день и ночь. После молодые возвращаются к родителям невесты. По традиции, далее следует скандал с отцом и матерью девушки, родители угрожают изгнать скомпрометированную дочь из дому, но после прощают, и все заканчивается свадьбой. Цыганская женщина, вопреки расхожим литературным образам, в семье скромна и послушна. Сегодня, однако, она участвует в жизни семьи наравне с мужчиной.
Белорусская цыганская диаспора существует уже около десяти лет, и один из главных вопросов, требующих ее внимания, — необразованность цыганского населения. Отсутствие образования Артур Гомонов называет корнем всех бед ромов.
— Цыгане только в 60-х годах XX века начали вести оседлый образ жизни, и у многих по сей день еще сохранился кочевой менталитет. Когда ромы кочевали, учиться на одном месте у них просто не было возможности, — отмечает вице-глава цыганской диаспоры Беларуси. — Но современный мир выдвигает другие требования. Диаспорой уже многое сделано для того, чтобы повысить образовательный уровень своего народа.
Сегодня средним образованием охвачено порядка 80 процентов цыганских детей Беларуси, с каждым годом все больше ромской молодежи поступает в вузы. Но в небольших населенных пунктах — Турове, Давид-Городке, Житковичах маленькие ромы по-прежнему не ходят в школу. Необразованность цыган среднего и старшего поколения влечет за собой еще одну проблему — трудоустройство. Чем живут цыгане? Как рассказал вице-глава диаспоры, женщины скупают оптом продукты питания, недорогую одежду и перепродают по деревням, тем же белорусские цыганки занимаются в России и Украине. Мужчины работают посредниками в фирмах, занимаются предпринимательством. В прежние времена многие цыгане жили за счет животноводства. Сегодня “дети дорог” начинают открывать в Беларуси свои небольшие животноводческие хозяйства.
Не так давно профессор Иван Кахановский, цыган родом из Литвы, предпринял попытку создать цыганскую письменность — родная речь цыган до нынешних времен не имеет письменного выражения. Но цыгане не чувствуют необходимости в письменном выражении своей речи, как и в собственном государстве. На пятом Всемирном цыганском конгрессе этот вопрос поднимался, и абсолютное большинство высказалось против.
— Родиной мы называем ту страну, в которой родились, — поясняет Артур Гомонов. — Белорусские цыгане своей родиной считают Беларусь.
Несколько лет назад руководители цыганской диаспоры в Беларуси планировали открыть в Минске свою школу, но, поразмыслив, отказались от этой идеи, чтобы не отделять ромских детей от белорусских.
— Ромы открыты для общения с любыми другими национальностями, — подчеркнул мой собеседник. — Наши дети растут вместе с белорусскими. Поэтому нам и не хотелось искусственно их разделять, проводить какую-то границу, создавать предпосылки для межнациональной розни.
Действительно, в Северном поселке, Колодищах, других районах столицы, где уже много лет живут цыгане, белорусская детвора легко объясняется на ромском языке...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter