Князья, гусары, гренадеры...

Князья,  гусары,  гренадеры, а  также  разрушенные  замки  Беларуси  оживают  в  работах  сенненских  школьников

Князья,  гусары,  гренадеры, а  также  разрушенные  замки  Беларуси  оживают  в  работах  сенненских  школьников

Поздно вечером в одном из кабинетов сенненской школы № 2 горел свет: учитель рисования и краевед Василий Бондаревич готовил работу восьмиклассников к выставке. Василий Викторович — местная знаменитость, благодаря его курсу «Спадчына» сенненские школьники знают историю своего города и всей Беларуси как свои пять пальцев. Автор книги о Сенно вместе с учениками разработал туристический маршрут по району, который занял второе место в республиканском конкурсе.

Василий Бондаревич — выпускник того самого знаменитого худграфа Витебского педагогического института, который стал преемником белорусского авангарда, Малевича и Пена. Для паренька из небольшого местечка факультет, где собирались молодые художники, был чем-то вроде другой планеты: оттуда пошло увлечение музыкой, литературой и краеведением. С каким уголком Беларуси связать свою жизнь после института, даже и не задумывался: манили родные места. Рабочим кабинетом и своеобразной мастерской стал тот самый класс, где несколько лет назад сам сидел за партой. Преподавал черчение, рисование и труды, создал кружок резьбы.

После того как школа получила художественный уклон, простора для совместного творчества учителя и учеников хватало: настоящие картинные галереи появились практически во всех библиотеках района. А предметом изображения стали герои белорусского фольклора, князья и короли, старинные замки и костелы.

Шкафы и стеллажи в кабинете учителя снизу доверху заставлены папками. В них — богатейшая коллекция самой разнообразной информации по Сенненскому району и Беларуси в целом: озера, животные, почвы, костелы и церкви, герои сражений. Тут же рядом — все о Полоцком княжестве, ВКЛ, Речи Посполитой и многое другое. Этот материал Василий Викторович собирал в течение нескольких лет и решил, что обязательно должен поделиться им с учениками – так родилась идея создать особый школьный курс «Спадчына», который был бы тесно связан с уроками ИЗО. 

Получив добро школьной администрации, краевед взялся за тщательную разработку планов, чтобы не упустить из виду ни одного исторического персонажа, ни одного сражения или церкви, даже той, что давно стала древней пылью. Самое интересное вошло в книгу по истории и культуре Сенненщины, которая увидела свет в 2000-м. А в этом году увеличенное в несколько раз пособие готовится к переизданию за счет средств района.

Курс «Спадчына» читается пятиклашкам на белорусском языке.  Просматриваю тетрадки учеников: на первой странице у каждого красуется герб Сенно, затем следуют вариации на тему знака отличия собственного рода, созданного по всем правилам геральдики, с которыми познакомил учитель. Тут же зарисованная карта района, рушник землячки Матроны Маркевич, герои белорусских легенд, крестоносцы и воины ВКЛ.

Чтобы ученики узнавали родную землю, не сидя за партами, а воочию увидели все ее красоты, Василий Викторович разработал около 20 экскурсий по родному краю.

— 4—5 раз в год ездим в разные уголки Беларуси, — рассказывает краевед. — Перед экскурсией предварительно знакомимся с историей города, а там уже идем на замковую гору, на городище, воссоздаем внешний вид замков на бумаге. Попутно веду лекцию: рассказываю, почему появились круглые, прямоугольные башни. Порой устраиваем раскопки. Вы не представляете, сколько там находок! Однажды византийскую бусину нашли!

Результат поездок — 500 работ учеников. В коридорах Сенненской школы висят так называемые художественные интерпретации на тему графическо-исторических реконструкций оборонительных сооружений Средневековья. Это десятки всевозможных замков и укреплений по всей Беларуси.

— Выставку по архитектуре Сенненщины делала моя бывшая ученица, а теперь преподаватель рисования в нашей школе Ольга Лисовская. А вот это выпускные работы одиннадцатиклассников, — — Я гренадер русской армии, — кричит мальчик и машет саблей.

Сколько дипломов и благодарственных грамот за патриотическое воспитание учеников, пропаганду национального и культурного наследия получил от руководства района и области Василий Бондаревич — не сосчитать. Нельзя переоценить ту большую работу, которую делают малыми силами. Одно непонятно: почему такого полезного и в своем роде уникального предмета лишили шестые и седьмые классы, оставив счастье изучать родную землю лишь пятиклассникам. Ведь, избавив школьников от дополнительной «нагрузки», их, на мой взгляд, лишили очень важного. 

На снимке: Василий Бондаревич и Ольга Лисовская с учениками.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter