Книжный навигатор

«Земля силы. Беловежская пуща»...

«Земля силы. Беловежская пуща». Издательство «Беларуская энцыклапедыя iмя Петруся Броўкi», Минск, 2009.


2009–й в Беларуси — Год родной земли. А еще этот год объявлен ЮНЕСКО годом Беловежской пущи, уникального заповедника, празднующего ныне 600–летие. Неудивительно, что один за другим появляются издания, посвященные этому чуду Беларуси. Издание «Беларускай энцыклапедыi», выпущенное при поддержке Управления делами Президента, пожалуй, самое значимое из всех. На каждый год существования заповедника приходится страница издания. Это и энциклопедия, и фотоальбом, и сборник документов, и антология литературных и художественных произведений. И просто великолепная книга, рассчитанная на поколения читателей. Том весит пять килограммов, в нем уникальные иллюстрации, карты, каллиграфические тексты страниц из «Песни о Зубре» Миколы Гусовского и Ипатьевской летописи в исполнении П.Семченко, легенды о Беловежской пуще и рисунки к ним. А также уникальные фотоработы, некоторые из них в разложенном виде — длиной до полуметра, авторы многих из них — наши признанные фотомастера П.Кострома и А.Клещук. Книга разделена на 12 глав, каждая из которых посвящена какому–то этапу истории заповедника. Есть белорусско–русские и белорусско–английские издания, поскольку проект изначально международного масштаба. Полистав такой альбом, даже тот, кто никогда не слышал о нашей стране, восхитится красотой белорусской природы и искусством белорусской книги.


Морис Дрюон. Дневники Зевса. Санкт–Петербург, Домино, ЭКСМО, Москва, 2009.


Разумеется, я купилась на контраст: автор знаменитой серии «Проклятые короли» Дрюон, прочно ассоциирующийся у нас со средневековьем, пишет, впервые основываясь на материале античных мифов! Впрочем, разбежка не очень большая — вспомните, сколько крови, интриг, бессмысленно жестоких поступков совершается из–за борьбы за власть и любви в дрюоновских книгах о французских королях! Практически то же — в романе об античных богах. Ну разве что если средневековый король отправлял противника на дыбу и костер, то Зевс бьет его молнией и посылает орла клевать ему печень. Если определяться с месседжем, то это «правители тоже плачут». То есть власть над миром — не фунт изюма. Особенно если у тебя навалом страстей, комплексов, больших и мелких желаний. Автор упивается красотой и величием античных мифов. Прямо чуть ли не реставрировать пантеизм предлагает. Но мне кажется, главная ценность книги — это именно незанудное и необычное знакомство с упомянутыми мифами: повествование дается в виде дневника Зевса. Громовержец рассказывает о жизни своей вечной, олимпийской, о борьбе с титанами, отношениях с детьми–богами и полубогами, а главным образом о бесчисленных любовных похождениях. Поскольку мифы в первооснове своей довольно жестоки, забавно видеть попытки автора обелить главного героя, объяснить его поступки вроде расправы над Прометеем какими–то благородными мотивами. В результате создается такое впечатление, как, например, от любого блога в интернете: привирает, приукрашивает, недоговаривает красавец Зевс. Не однажды вспомнилось гениальное произведение белорусской литературы «Тарас на Парнасе». Очень напомнил мне «Дневник Зевса» и произведения современного французского автора Бернара Вербера вроде трилогии «Мы, боги». Поскольку «Дневник Зевса» писался в 60–х прошлого века, не удивлюсь, что Вербер почерпнул вдохновение в том числе и от Дрюона. Книга любопытна, главное предупреждение простодушному читателю — воспринимать ее как беллетристику, без примеси эзотерики.


Издания для обзора предоставлены магазином «Академическая книга», Минск, пр–т Независимости, 72.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter