Книжный навигатор

Акварельные моноспектакли
Акварельные моноспектакли

Навум Гальпяровiч. Голас i рэха. Мiнск, выдавецтва «Чатыры чвэрцi». 2005.

Однажды я уже сравнивала стихотворения этого поэта с акварельными картинами. Настроение в оттенках, искренность, тихий разговор... В поэзии Наума Гальперовича нет крикливых нот, нет и крикливых красок. Впрочем, именно в этом сборнике краски все же контрастнее — своеобразное «Избранное», куда поэт включил лучшее, характерное. Но разве поэзия обязательно должна кричать? Ведь она и предназначена для задушевного разговора. Когда тихая мелодия «вiшнёвай вiяланчэлi»

Зацiсне раптам болем сэрца,

Нiбыта выслiзнула з рук

Жыццё... I зараз разаб’ецца.

В поэзии Наума Гальперовича главенствует гармония. Поэт, как и должно, мучительно ищет ответ на вопросы бытия, в его строках присутствует «грусть мира»... Но у него есть незыблемые духовные ориентиры, которые уменьшают, возможно, «амплитуду метаний», удерживая от заигрываний с пресловутой бездной, наполняя строки добротой и доверительностью. Есть вещи, которые автор не смеет ставить под сомнение — любовь к Беларуси, к родному Полоцку, отношения с любимой женщиной, понимание поэзии как исповеди плюс гражданский долг. Если это и старомодно, то все–таки вечно.

I так многа ў душы святла,

Што, здаецца, зусiм не трэба

Нi паперы мне, нi стала...

Валерий Анисенко. Записки начинающего. Минск, ОО «Беллитфонд». 2004.

Много смелости нужно от автора, чтобы издать такое... Это первое, что приходит в голову по мере прочтения прижизненных мемуаров нашего известного режиссера. Так открыться перед публикой... Впрочем, наверное, это необходимое качество для артиста — искусство душевного «ню», художнической провокации? Жанр «нон–фикшн», «невыдуманной литературы», в последнее время пережил настоящий бум. Особенно если называются имена ныне живущих, известных людей. Многие пользуются этим, чтобы создать свой портрет и портрет своей эпохи сообразно с личными вкусами. От субъективности не уйдешь, но не похоже, что Валерий Анисенко создал позлащенный автопортрет. Личность автора предстает перед нами во всей своей противоречивой и от этого еще более яркой многогранности. В «Записки начинающего» включен дневник автора 1978 — 1982 гг., весьма эмоциональный и откровенный, а также множество документов — от приказов по театру до прошений в высокие инстанции. Плюс радиопьеса «Поиск сюжета» о чернобыльской зоне, отзывы и рецензии... Говорят, театр — террариум единомышленников. Изнанка театральной жизни — это всегда интересно. А тут еще эпоха, когда возникали и закрывались театры, когда истинное искусство с трудом пробивалось сквозь идеологические установки. Закулисные интриги и энтузиазм, романы и разочарования, творческие взлеты и неудачи... Короче, режиссер Валерий Анисенко, «стоя на макушке дерева собственной жизни», по его выражению, поставил и сыграл свой моноспектакль. Дело за зрителем.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином «Светоч». Минск, пр–т Победителей, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter