Книжный навигатор

В краю невиданных зверей Тадеуш Конвицкий.
В краю невиданных зверей

Тадеуш Конвицкий. Зверочеловекоморок. Роман. "Азбука-классика", Санкт-Петербург, 2003.

Удивляюсь умению издателей писать аннотации.

Оно и понятно - это явление того же порядка, что и наклейки на шампунях, каждая из которых обещает нашим волосам нежный уход, здоровый блеск и окончательное прощание с перхотью.

Можно подобрать не менее "цепляющие" и интригующие эпитеты и для книг. Тадеуш Конвицкий, например, на обложке вышеупомянутой книги представлен как "польское национальное сокровище", "совесть своего поколения и кривое зеркало, которое его отражает". Да и биография любопытна - учился в подпольной гимназии, воевал в партизанском отряде Армии Крайовой, стоял у истоков авторского кино Польши... И написал "роман-перевертыш, книгу-ловушку" "Зверочеловекоморок".

"Эта книжка не для примерных детей. Примерные дети ничего из моих воспоминаний не извлекут. Не стоит и стараться. А вот проказники - совсем другое дело". Легкий, озорной стиль, повествование от имени ученика четвертого класса Петра, знающего все на свете, - кажется, что писал сегодняшний молодой неформал... Тем более что некоторые моменты, особенно эпизоды со слюнявым говорящим догом Себастьяном, путешествие Петра с догом в иномир, встречи там со злобным двойником и томящейся в плену девочкой, кажутся, мягко говоря, наивными. И чем дальше читаешь, тем больше недоумеваешь: что это? о чем? Грустная история мальчика-вундеркинда, который не может найти общий язык со сверстниками и придумывает себе фантастических друзей? Разумеется, нельзя не признать, что читается текст легко, временами заставляя улыбаться. Но уж слишком он какой-то... легковесный, инфантильный. При чем тут "совесть поколения"? А тем более некий инфернальный Зверочеловекоморок, о котором время от времени упоминается?

Только в самом конце мы узнаем, что на самом деле герой-рассказчик - умирающий ребенок, который лежит в больничной палате, не в силах даже повернуться на другой бок, и все, что мы читали, - плод его воображения (кстати, тоже не слишком виртуозный сюжетный поворот). Это история, которую герой рассказал сам себе, чтобы "хоть ненадолго избавиться от боли, страха и тягостных мыслей", от ощущения рядом Зверочеловекоморока. С которым вот-вот придется познакомиться поближе. В конце концов, это "просто замечательно", что герой "немного погулял на свободе". Чего и нам желает. Лишь бы только мы были свободны.

Фэрдынанд Рушчыц. Дзеннiк. Да Вiльнi. 1894 - 1904. Мiнск, Мэдысонт, 2002.

Даже тот, кто не слишком разбирается в искусстве, не может не вспомнить картину "Земля", репродукции которой распространены чуть ли не как изображения Моны Лизы: холм распаханной земли, облачное небо, быки (или волы?), которые тянут плуг, фигура пахаря... Изображение, доведенное до символа, некоего архетипического знака. Соединение стихий, философское осмысление роли человека... Да про эту картину уже столько написано, что не стоит ни повторяться, ни мучиться в поисках неизбитых метафор.

Фердинанд Рущиц, всемирно известный художник, профессор Школы изящных искусств в Варшаве, Краковской академии художеств, имя которого свято чтится в соседней Польше, родился и умер в имении Богданов (ныне - Воложинский район). Все основные работы художника создавались в Богданове, там его могила, там теперь проводятся пленэры его имени...

Между датами рождения и смерти трудный путь - иным он и не бывает - к вершинам творчества, к признанию. Фердинанд Рущиц окончил Петербургскую академию художеств, участвовал в знаменитых выставках "мирискусников" по приглашению Сергея Дягилева и Александра Бенуа. Потом - работа в Краковской академии, потом - Вильно. Издание "Дз„ннiка" Фердинанда Рущица под редакцией и с комментариями его сына, Эдварда Рущица, - значительное событие для нашей культуры. Читатель переносится из Богданова в Петербург, из Вильно - в Париж, из Кракова - в Швецию... Культурная жизнь на переломе столетий, увиденная непредвзятым взглядом художника, - согласитесь, сама по себе уже интересна. Ну а если учесть, что это - воспоминания нашего земляка, творца, вдохновленного красотой белорусской земли, то понятно, что книгу эту нужно найти и прочитать.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином "Светоч", пр-т Машерова, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter