Книжный навигатор

Среди изувеченных грез Хуан Карлос Онетти.
Среди изувеченных грез Хуан Карлос Онетти. Манящая бездна ада. Роман, повести, рассказы. Москва, ЭКСМО-Пресс, 2001.

Певец одиночества... Не слишком вяжется с представлением о Латинской Америке, знакомой нам по "мыльным" сериалам? Уругвайский писатель Хуан Карлос Онетти между тем верен реалиям своего континента, при желании читатель может найти свои излюбленные стереотипы "а ля латинос": роскошных страстных женщин и мачо в сомбреро, измену и ревность, кончающиеся револьверным выстрелом, заброшенное ранчо на берегу океана, экзотический карнавал и тому подобное. Но эти элементы в сравнении с сериальными искажены, словно глядишь на чужую роскошь сквозь грязное окно третьеразрядной гостиницы захолустного уругвайского городка. И такое же стекло прочнее смерти разделяет героев. Напрасно искать отзвук своей боли, своей любви в чужой душе. Каждый существует согласно своим, непонятным другим, законам. Поступки людей необъяснимы - ни их жестокость, ни милосердие. Среда, в которой обитают герои, - всего лишь лабиринт из пыльного стекла, и, протерев себе "окошко" в пыли, можно увидеть только еще одного такого же неприкаянного, возможно, созданного твоим воображением. Даже если он (она) живет в соседней квартире и ты слышишь скрип его кровати.

Хотя книга называется "Манящая бездна ада", у героев нет страха перед упомянутой бездной, как нет и надежды на небо. Невольно вспоминается Сартр с его "Тошнотой", с декларацией бессмысленности бытия. Но сартровский герой все же был человеком действия и верил в присутствие Судьи. Пусть жертва бессмысленна - есть долг. У героя Онетти долга нет. Есть иногда желание: вернуть любовь, заполучить женщину, отомстить... Он упорно не желает принимать мир таким, каков он есть, инфантильно ища убежища в выдуманных либо присвоенных жизнях. И в результате "увязает в трясине своих тридцати лет, барахтаясь без усилия и досады среди трупов честолюбивых стремлений, среди изувеченных грез, бездумно растоптанных тысячами чужих ног".

Ганна Кiслiцына. >blonde attack< Мiнск, Логвiнау, 2003.

Вы можете себе представить, уважаемый читатель, книгу критических статей, которая читалась бы запоем, как художественный текст?

Так вот, такая книга есть. Потому что "блондинка атакует". Опровергая сложившиеся в отечественном литературоведении стереотипы, разрушая клише насчет "женской критики" и "женской литературы" вообще, открывая читателю фактически новую белорусскую литературу. И новый взгляд на литературу.

Наша критика, увы, по большей части напоминает артиста в амплуа "кушать подано". А надо бы - режиссера! Как пишет Ганна, "вузкае кола беларускiх лiтаратуразнауцау... Страшэнна далекiя яны ад пiсьменнiкау".

И вот - "прытручаная алкаголем мужчынская свядомасць не бярэ кабет у разлiк - i памыляецца".

Достаточно почитать хотя бы несколько страниц текста атакующей блондинки - и ты побежден ее интеллектом, остроумием, смелостью и образностью формулировок. И - самое главное - способностью анализировать сегодняшнюю ситуацию, и не только в литературе.

Я лично знаю некоторых профессоров, впадающих в транс при одном упоминании термина "постмодернизм". Помилуйте, зачем нам эти выдуманные штучки! У нас "Людзi на балоце" есть.

Постмодернизм - тема научного исследования Ганны Кислицыной. Ганна - из тех считанных критиков, которые могут компетентно рассуждать и о традиционой, классической литературе, и о тех произведениях, которые воспринимаются инерционным большинством как "выверты" и "заумь". И которые все же восхваляются, потому что "модно" - при полном непонимании истинной ценности и боязни признаться в этом непонимании. В изобразительном искусстве с этим как-то определились, бульдозеры на выставки не наезжают. А вот в литературе...

Добавьте к полученному портрету критика еще один штрих - "ругательный" термин "феминистка"... И согласитесь, что "крытыка - жаночая справа". "Увогуле, крытык - той, хто любiць лiтаратуру, але не лiтаратарау. На пiсьменнiкау ен глядзiць у задуменнi... Як той цыган з показкi - "Цi то гэтых дзяцей адмыць, цi то новых нарабiць?"

И хотя "отмывать" до первозданной ценности отечественного литератора - задача нелегкая, а иногда неблагодарная и даже опасная, заслуга сборника в том, что читатель знакомится не только с яркой личностью автора, но и с теми, о ком она пишет. "...Калi я пiшу, то шмат цытую. Велiзарнымi да таго ж кавалкамi. Гэта прынцыповая пазiцыя - каб не я запомнiлася, а аутар".

Ганна Кислицына сегодня - белорусский критик "он-лайн". С ней всегда можно пообщаться по адресу www.litara.net. И, думаю, многим этого захочется по прочтении даже одних заглавий ее критических статей: "Што такое каханне у параунаннi з бiфштэксам?", "Раiса Баравiкова як секс-сiмвал беларускай лiтаратуры", "Iван Шамякiн - апостал мадэрнiзму", "Цяжарны супермэн"...

Да, наверное, далеко не все "проглотят" пассажи Ганны. Она субъективна, у нее есть свои четкие пристрастия и антипатии. Да ведь она и не нанималась на роль "кушать подано"! Можете соглашаться или не соглашаться, возмущаться, недоумевать, но не дождетесь тешащего мужское самолюбие: "Гавары марудней - я бландынка!"

Издания для обзора предоставлены книжным магазином "Светоч", Минск, пр-т Машерова, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter