Книги раздора

Началось все на реке Березине в местечке Любавичи, которое входило в состав ВКЛ, затем, при Российской империи...

Началось все на реке Березине в местечке Любавичи, которое входило в состав ВКЛ, затем, при Российской империи, в Оршанский уезд Могилевской губернии. Сейчас Любавичи относятся к Руднянскому району Смоленской области России. О еврейском населении здесь известно, по крайней мере, с XVII века, и к началу XIX века оно составляло почти 70 процентов местных жителей. Во время Второй мировой войны нацисты создали в Любавичах гетто, жестоко издевались над узниками, особенно людьми в возрасте (молодых расстреляли практически сразу же), причиняя им не только физические, но огромные нравственные и духовные страдания. К 4 ноября 1941 года были уничтожены все евреи Любавичей — почти 500 человек. Особый трагизм ситуации придавало то обстоятельство, что еще с XVII века Любавичи — крупный религиозный центр хасидского течения в иудаизме — Хабад (Хабад–Любавич, Любавичский хасидизм). Основал движение раввин Шнеур Залман из Ляд, который жил в Лиозно. В Любавичи переехал его сын и преемник Дов Бер. И вот на протяжении многих лет хасидская династия Шнеерсонов собирала огромную коллекцию духовных книг, редких документов и рукописей, которую сегодня и называют «библиотека Шнеерсона».


В 1915 году, во время Первой мировой войны, тогдашний владелец библиотеки пятый Любавичский ребе Шолом Дов Бер Шнеерсон выехал из Любавичей в Ростов–на–Дону — он имел право выбирать место жительства. Проезжая через Москву с обозом, часть своей библиотеки, которая составляла 12 тысяч экземпляров в 35 ящиках весом 411 пудов и 4 фунта, Шнеерсон оставил на складе единоверца Персица. Но произошли революционные события октября 1917 года. В соответствии с декретом Совета народных комиссаров РСФСР о научных фондах РСФСР от 26 ноября 1918 года собрание Шнеерсона национализировали. Права наследников умерших авторов не признавались, что согласовывалось с Декретом СНК от 28 апреля 1918 г. «Об отмене наследования». Собрание Шнеерсона вначале оказалось в библиотеке Румянцевского музея, затем в Государственной библиотеке СССР имени Ленина (1925 — 1992 гг.) и впоследствии в Российской государственной библиотеке.


Во время войн и революций заботу о собрании принял на себя шестой Любавичский ребе Йосеф Ицхак Шнеерсон. Но в 1927 году его сначала приговорили к смертной казни, а потом освободили с условием, что он покинет Советский Союз. Часть библиотеки — около 25 тысяч страниц рукописей — Йосеф Ицхак забрал с собой в Ригу, а затем в Польшу. После оккупации Польши нацистами Шнеерсону удалось уехать в США, а его книги и документы оказались в Германии. После разгрома Гитлера вместе с другими трофейными материалами раритеты доставили в Москву и передали в Центральный государственный архив Красной Армии (с 1992 года — Российский государственный военный архив).


В 90–х годах наследник Йосефа, седьмой Любавичский ребе Менахем Мендл Шнеерсон, гражданин США (умер в 1994 году), потребовал от российских властей передать эту книжную коллекцию в США. Поначалу арбитражные суды разного уровня РСФСР вынесли вердикт в его пользу. Но в феврале 1992 года ранее принятые решения были отменены. На какое–то время проблема ушла в тень. Однако в августе 2010 года в США начался суд по делу о библиотеке Шнеерсона, который удовлетворил иск организации Хабад. МИД России не признал этого решения. В результате 16 января 2013 года старший судья федерального суда округа Колумбия (Вашингтон, США) Ройс Ламберт постановил, что Российская Федерация обязана платить ежедневный штраф в размере 50 тысяч долларов за нежелание возвращать рукописи и книги американскому хасидскому движению Хабад–Любавич. Решение принято, несмотря на несогласие министерства юстиции США, где считают бесполезными санкции против России. Сейчас вопрос о библиотеке Шнеерсона является серьезным препятствием в деле культурного обмена России и США.


По словам гендиректора Российской государственной библиотеки Александра Вислого, хранимая у них часть «коллекции Шнеерсона» находится в открытом доступе, каждый может приехать в Москву и прочитать все, что ему нужно, никаких ограничений на доступ к любой книге из этой коллекции не существует.


Алина КОЛЕСНИКОВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter