Клюшкой по голове

Такой разобранной нашу сборную не приходилось видеть давно...

После группового этапа чемпионата мира по хоккею, в котором наша сборная проиграла всем подряд, не осталось ни чувств, ни эмоций. Ни любви, ни тоски, ни жалости. Такое ощущение, будто чем–то тяжелым ударили по голове. Сплошное марево.


Победная шайба французов на первой минуте овертайма, которая лишила белорусов шансов на продолжение борьбы за выход в четвертьфинал и отправила команду на междусобойчик к неудачникам, не легла на душу оскорблением. Она воспринялась как дань справедливости. Такой разобранной нашу сборную не приходилось видеть давно. Да, пожалуй, никогда не приходилось видеть. Словно кто–то в преддверии чемпионата пробил в нашем автомобиле все четыре колеса, и только попытавшись набрать скорость, мы это заметили. Но было поздно.


Где–то мы свернули не туда. Прозевали поворот. Не увидели знак направления дороги и оказались в тупике. Ведь не могли же так быстро разучиться играть! Это невозможно!


Первое, что всплыло в памяти после того, как поединок с французами стал печальной историей, — Олимпиада в Ванкувере. Там сражались, бились тоже не в сильнейшем составе, но стыдно не было. Михаил Захаров, несмотря на всю критику в его адрес, сумел найти баланс, сочетание опыта и молодости, выстроить игру и лишь в серии буллитов мы уступили в плей–офф швейцарцам. А сейчас–то что происходит? Почему никто не играет? Почему никто не хочет играть? Почему ни у кого не получается? Что за будничная серость вместо ярких праздничных красок, почему игроки, словно на каторге? Будто повинность отрабатывают, а не любимым делом занимаются. Это они для нас, что ли, играют, одолжение нам делают, так, что ли?


Этих «почему» слишком много. Почему, например, тренерский штаб, представленный на первенстве в небывалом количестве (аж 5 человек!), за три матча так и не сумел разбудить подопечных? Он неверно выбрал состав или неправильно провел подготовку к турниру? В чем причина «агульнай млявасцi» всей команды и ее «абыякавасцi да жыцця»? Откуда растут ноги у потухших глаз, где контуры команды, которой уже совсем скоро предстоит сыграть на родном льду минского чемпионата мира–2014?


Наш хоккей в нынешнем сезоне уступил по всем фронтам. Молодежная сборная (до 20 лет) на домашнем первенстве мира в Бобруйске не смогла пробиться в элитный эшелон, уступив в решающем поединке латвийцам — 1:3. Наша молодежь пятый год подряд (!) осталась за бортом элиты мирового хоккея, и это самый провальный отрезок в ее биографии.


Юношеская (до 18 лет) сборная Беларуси на чемпионате мира в дивизионе I в словенском Мариборе выступила и того хуже — из рук вон плохо. Заняв 4–е место среди шести команд, мы установили антирекорд за всю историю выступлений. И теперь из–за предстоящей реформы турнира юноши если и смогут вернуться в элиту, то не ранее чем через два года. В Словении наша команда умудрилась проиграть сборным Дании (3:4), Словении (3:4), Франции (3:4)...


Все эти неудачи оказались не случайностью, как мы долго в том пытались себя убедить, а закономерно подтвердились на высшем уровне. Командам Канады и Швейцарии наша сборная в Словакии сдалась без боя, но даже представить себе было невозможно, что столь беззубо сыграем и против французов! Голкипер соперников Кристоф Юэ после встречи не прятал радость: «Сборная Франции уже получила свою золотую медаль, заработав возможность сыграть с сильнейшими сборными мира. В нашей команде есть ребята, которые, кроме игры в хоккей, вынуждены работать, чтобы содержать семьи. Это нелегко».


На последние слова французского голкипера хотелось бы обратить особое внимание. Во Франции хоккей отнюдь не является государственным видом спорта, там не тратятся на него огромные деньги, не субсидируются клубы и игроки. А у нас, похоже, хоккейный люд очень привык к халяве, когда не надо зарабатывать, а нужно уметь лишь освоить выданное. Хуже нет, чем эта привычка, она отбивает желание и умение работать, она затуманивает взгляд, и ни о какой перспективе думать не хочется, в этих тепличных условиях прорастают сорняки мыслей, идей и поступков, гася собою все светлые начинания и разумные всходы. Что случилось с представителями минского «Динамо» в сборной? Они ведь играют в столь раскрученной лиге, как КХЛ, они ведь звезды местного масштаба, а выглядят на площадке уныло и проигрывают любителям. А если не видно разницы, то зачем платить больше? Ребята, хочется спросить, вам вообще–то не стыдно? Или вы продолжаете считать, что хлеб свой едите не зря?


Со времени олимпийского Ванкувера прошло совсем немного времени, но за это время мы умудрились разобрать старую сборную по винтикам, а собрать новую не сумели. За это время мы умудрились практически полностью уничтожить Открытый чемпионат Беларуси, интерес к которому упал на небывалую глубину, а достойной команды в КХЛ не создали. Она как бы есть, но играют в ней легионеры за огромные зарплаты, а в детских хоккейных школах на периферии не хватает клюшек. В федерации идут совещания, решаются какие–то проблемы, но, как видно, совсем не те. На исполкомах там вносятся новаторские идеи вселенского масштаба (один возрастной ценз чего стоит!), но все это лишь раскачивает лодку.


В нашем хоккее нет единства, и это его главная беда. Это гораздо страшнее, чем банальные поражения сборной страны. Германия ведь тоже раньше много и часто проигрывала, а теперь гляньте, что они творят. Но там совсем другая история. Увы, не про нас. Ведь если нет команды на борту, профессионального руководства и четкой программы, то спасти такой корабль может только чудо. А оно кого попало лаской не одаривает...


Прямая речь


Эдуард Занковец, главный тренер сборной Беларуси:


«В начале матча с французами наши игроки слишком сильно волновались. Боязнь совершить ошибку стала причиной бледной игры. Соперник владел инициативой, создавал моменты. Мы же больше действовали на разрушение. В третьем периоде сыграли лучше, но голкипер соперника действовал блестяще. Если удача отвернулась, сложно рассчитывать на победу. Наверное, мы все же в чем–то заслужили этот результат. Насчет психологии можно долго рассуждать, в таких моментах многое решают опыт и мастерство. Трагедия ли это? Безусловно, это тяжелое поражение, нужно делать выводы, но, во–первых, даже этот чемпионат мира для нас еще не закончен. Нам предстоит еще сыграть несколько матчей, которые будут не легче, в том числе и по нервному напряжению. Конечно, сейчас все не в лучшем состоянии: и я, и игроки, и болельщики. Но надо выходить из него. Похоже, психологический груз чемпионата мира выдержали не все игроки. Для многих наших дебютантов турнир складывается непросто. На вопрос, что же помешало нашим опытным игрокам продемонстрировать свои лучшие качества и сыграть в свою силу, не готов сейчас ответить. Нужно анализировать».


Сергей КАНАШИЦ, «СБ».


Перекресток мнений


Владимир Крикунов, главный тренер нижнекамского «Нефтехимика»:


— Нападающие очень мало забивают, защитники проигрывают много борьбы. Думаю, что–то не так и с тактикой. Кажется, во время матчей главный тренер вел себя пассивно, словно забыв, что руководить командой нужно не только на тренировках, но и со скамейки запасных. Если более глобально, по–моему, провал сборной связан с тем, что мало белорусских игроков выступают в минском «Динамо». Понятно, что у клуба свои задачи, под решение которых и приглашаются легионеры. Но нужно ведь думать и об интересах главной команды страны. Есть яркий пример — рижское «Динамо» и сборная Латвии. Сейчас и Казахстан пошел по этому же пути. В Беларуси пытаются что–то поменять. Например, в чемпионате вводят лимит на хоккеистов старше 28 лет. Представляете, парень с самого детства тренировался, отыграл в одной команде большую часть жизни, а ему потом вдруг указывают на дверь. На мой взгляд, это неправильно. Есть же разные ситуации.


Владимир Копать, экс–хоккеист национальной сборной:


— Такое выступление стало для меня полнейшей неожиданностью. Даже не знаю, что произошло. Необходимо все тщательно взвесить. А сейчас говорить не хочется.


Владимир Сафонов, заслуженный тренер Беларуси:


— Невооруженным взглядом видно, что команда в чемпионат не вкатилась и не показывает даже собственного уровня товарищеских спаррингов. Почему? Трудно разобраться по горячим следам. Я могу говорить только о том, что вижу по телевизору. Первое — очень бросается в глаза слабая функциональная подготовка команды, физически сборная выглядит устало, хоккеистам явно не хватает движения. Возможно, психологически что–то не идет, и это накладывает свой отпечаток на «физику». Понятно, физическое состояние, в свою очередь, влияет на тактику. Когда ноги не бегут, трудно выполнять какие–то установки. Как следствие — наша игра кажется разрозненной, не хватает интересных взаимодействий в звеньях. Еще у нас хромает организация обороны, не получается в большинстве. Имея преимущество в составе, выглядим беззубо и неуверенно. В современном хоккее это недопустимо. Не хотел бы объяснять поражения в Словакии состоянием дел в нашем хоккее. Но связь тут есть, это точно. Необходим глубочайший анализ. Нужно не шарахаться из стороны в сторону, а обратить больше внимания на развитие детско–юношеского хоккея, работать на перспективу. Великолепная ледовая база у нас есть, не хватает, на мой взгляд, только детских тренеров.


Сергей Шитковский–старший, ветеран белорусского хоккея:


— Обидно за наш хоккей. В последнее время проваливаемся во всех возрастах. А совсем не за горами домашний чемпионат мира... Что делать, чтобы в 2014–м не пришлось краснеть? На мой взгляд, необходимо найти интересных молодых ребят, объединить их в одной команде, назначить квалифицированного специалиста — и пусть готовятся. Выступать этот коллектив может в чемпионате страны. Еще нам стоит задуматься о том, как лучше использовать потенциал КХЛ. Вот посмотрите, яркий пример — рижское «Динамо». У них же там всего несколько легионеров играют, остальные все свои. И это дает результат: сборная Латвии на этом чемпионате мира выступает так, что любо–дорого смотреть. Увы, о нашей команде того же не скажешь...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter