Одна из задач реформы ЖКХ - создание единого оператора по вывозу мусора

Ключи от контейнера, где деньги лежат

Реформирование системы ЖКХ продолжается. Одна из задач — создание единого оператора по вывозу мусора и обезвреживанию его в каждом микрорайоне Минска. Предлагаемая схема увеличит процент возвращения вторичных материальных ресурсов в хозоборот, уменьшит объем отходов, подлежащих захоронению, снизит затраты на санитарное содержание контейнерных площадок. Но все это в обозримом будущем. Пока же мусор вывозят по старинке. За процессом наблюдала корреспондент «Р».


В такую машину войдет примерно 44 контейнера.

Рабочий день Павла Булды, водителя УП «Спецкоммунавтотранс», начинается ранним утром. В 7.00 он садится за руль мусоровоза и отправляется делать город чистым. Мы к нему присоединяемся чуть позже. К этому времени он успевает сделать рейс на полигон бытовых отходов в Тростенце.

Для полноты ощущений напрашиваюсь в кабину мусоровоза. Наш объект — дом № 100 по улице Маяковского. Там нас ждут 5 пластиковых контейнеров. Пока едем, узнаю, что работает водитель в паре с грузчиком. А очередность сбора контейнеров отслеживает по маршрутному графику. К слову, в 10.00 мусоровозы разъезжаются по минским окраинам. В центре после 9 утра им делать нечего, разве что в пробках автомобильных томиться.

Всегда было интересно, как такая громоздкая машина, а в ней с мусором ни много ни мало 20 тонн, умудряется протиснуться сквозь нестройные ряды припаркованных авто? Это несложно, уверяет Павел. Действительно, мы виртуозно протискиваемся между машин. Большой помощник в этом деле — камера заднего вида в кабине. Да и сам Павел — лучший водитель. Не даст соврать диплом, полученный в этом году на конкурсе профессионального мастерства.



Сложность, по мнению молодого человека, в том, что многие сами создают себе проблемы и не понимают этого. Паркуют авто как хотят, невзирая порой ни на правила дорожного движения, ни на правила здравого смысла. Ставят свои «ласточки» прямо напротив дверей мусоропровода. Из-за таких Павел пару раз «цеплял» легковые авто. И как разбираются с их хозяевами? Никак. Расходы покрывает страховка — вся техника УП «Спецкоммунавтотранс» застрахована. Виновника же мелкого ДТП лишают премии.

К контейнеру подъезжаем, так сказать, «тылом»: машина ведь с задней загрузкой, таких на предприятии всего 14. Содержимое пластикового контейнера попадает в чрево железного оранжевого монстра.

Мусор не разлетается по двору и не падает на головы случайных прохожих. Сам контейнер пластиковый, так называемый евроконтейнер. Он легче своих железных собратьев, вместительнее почти в два раза и гораздо маневреннее. Десять минут — и все 5 контейнеров пусты.

Следующий адрес — Полевая, 12. Здесь с четырьмя полными баками управляемся минут за 7. Дальше по маршруту — Чижовка. Дома 18/1, 18/2, 20/1, 22, 24 по улице Ташкентской. Спустя час машина уже заполнена под завязку. Всего в ней может поместиться 48 кубов мусора — это где-то 44 контейнера. Вот и считайте, сколько дворов должна объехать машина, прежде чем отправиться на полигон.

Свой первый рейс я заканчиваю на полигоне Тростенец. Сегодня Павел с напарником уже здесь были, приедут и еще раз — обычно за день мусора набирается 150 кубометров, а это 3 рейса. К слову, на улицы города ежедневно выходит 71 машина, по субботам — 62, по воскресеньям — 38.


Процесс сбора мусора доведен до автоматизма.

С каждым годом мусора становится все больше. Это подтверждают новые нормы его накопления. Анатолий Жаврид, директор УП «Спецкоммунавтотранс», приводит цифры: в 2014 году это было 2,43 кубического метра, в этом — 2,68. Всего в прошлом году вывезли 2 миллиона 800 тысяч кубометров мусора, за полгода этого — почти 1 миллион 400.

Впрочем, ставка делается не столько на вывоз мусора, сколько на его раздельный сбор. В прошлом году силами предприятия вывезли более 10 тысяч тонн, в этом — уже 5 тысяч. И это не предел. Потому что только в Минске в ближайшее время установят еще 2000 контейнеров для сбора вторичных материальных ресурсов.

Организация, которая выступит в роли единого оператора по сбору мусора, по задумке, должна этот процесс активно поддержать. Тем более ей и карты в руки. Деньги за вывоз и утилизацию мусора пойдут ей в карман. И организация сама решит: потратиться на захоронение или заработать на переработке вторичных ресурсов. Возможности для этого есть. Только в пристоличье построена сортировочная линия на 60 тысяч тонн вторсырья в год. Не за горами строительство завода на 100 тысяч тонн. В следующем году завершится проектирование завода по сортировке мусора на 350 тысяч тонн в Тростенце.

КОМПЕТЕНТНО

Александр МАЦЕВИЧ, директор КУП «ЖКХ Первомайского района г. Минска»:

— Сейчас мы проводим тендер по выбору единого оператора по сбору мусора. Процедура переговоров состоится 11 августа. В Первомайском районе будет работать только один оператор. И он займется сбором как твердых коммунальных отходов и вторичных материальных ресурсов, так и крупногабаритных. В этом и есть отличие – сейчас крупногабаритный мусор вывозят ЖЭСы и ЖРЭО. Возьмется единый оператор и за сбор и вывоз отходов в частном секторе. В его обязанности войдет содержание и ремонт контейнеров и контейнерных площадок. То есть единый оператор на своем участке будет отвечать за все: начиная от санитарного состояния мусорных контейнеров, заканчивая захоронением отходов на полигоне. Деньги за выполненную работу он получит только после подписания акта выполненных работ в конце месяца.


misnilena@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter