Страх может заставить человечество отказаться от ядерного оружия

Ключевое слово

Сейчас, когда медиасфера заметно наполнилась политическими комментариями и прогнозами, похоже, немногие обратили внимание на публикацию в издании Тіme первого и последнего президента СССР Михаила Сергеевича Горбачева. Между тем в ней он впервые вслух, понятно и внятно произнес ключевое слово к нынешней ситуации в мировой политике и международных отношениях.

Коллаж Николая ГИРГЕЛЯ

Но вначале о главном посыле статьи. Он прост. Впечатление такое, что мир готовится к войне. Этого необходимо избежать. Трамп и Путин должны выйти с инициативой в Совет Безопасности ООН и там принять резолюцию о неприемлемости ядерной войны. Что-то похожее, по словам Горбачева, мы уже проходили, когда СССР и США подписали соответствующий договор, по которому сторонами было уничтожено около 80 процентов накопленного ядерного потенциала. Подобный шаг на нынешнем этапе тоже поможет уменьшить угрозу мировой катастрофы. Разумеется, по мнению автора статьи, эту работу следует делать параллельно с борьбой против терроризма. 

Вопрос из зала: «Не слишком ли наивно ваше предложение, Михаил Сергеевич? Тот же Трамп заявил, что намерен сделать США еще более сильными, и потому его вряд ли устроит такой паритет с Россией. К тому же два хитреца не спят одновременно…»

Тем не менее, когда ныне так мало объединяющих идей, вряд ли стоит сбрасывать со счетов и предложение Михаила Горбачева. Об этом говорят и дискуссии на форуме по упомянутой его статье. Одни, правда, напоминают, что это именно он избавил нас от советской диктатуры и не позволил скатиться до уровня Северной Кореи, другие ставят ему в вину то, что он, по их мнению, привел к власти новую коррумпированную партийную номенклатуру. 

Понятно, что даже если предложенная инициатива будет обсуждаться в Совбезе, наверняка прозвучат и такие голоса: а разве менее опасны и более гуманны войны с использованием новейших неядерных вооружений?

Ближе к концу статьи Михаил Горбачев приводит слова Франклина Рузвельта, который когда-то сказал, что одна из главных свобод — это свобода от страха. Сегодня, по мнению автора, это осознается миллионами людей, и основная причина этого — милитаризация мира, вооруженная конфронтация, «гонка вооружений и ядерный дамоклов меч». 

Все верно, здесь и покоится ключевое слово — страх. Именно он открывает глаза многим в Европе и тем, кто голосовал в США за Трампа в надежде, что он существенно понизит градус противостояния с такой ядерной державой, как Россия. Этот страх сегодня закрался в каждого, кому дорога жизнь на таком маленьком шарике, как наша Земля. Кто думает не только о себе, но и о будущем своих детей и внуков. 

Не исключено, что именно этот страх подвиг на написание данной статьи и самого Михаила Горбачева. В свое время ему предстояло принять очень непростые решения: допустить распад СССР или попытаться спасти его в каком-либо виде, арестовывать или нет заговорщиков в Беловежской пуще… Тоже ведь было страшно!

Страх — удивительное чувство. Он не покидает даже тех, кто живет в больших домах и спит на теплых подушках. 

По сути, об этом же на портале project-syndicate.org (перевод nv.ua) говорит и известный публицист Ричард Хаас. По его мнению, «сейчас пришло время начать необходимый диалог. Глобализация никуда не исчезнет. Движение к новому мировому международному порядку, предполагающему введение суверенных обязательств, является лучшим способом справиться с ее последствиями. Мировой порядок 2.0, основанный на суверенных обязательствах, конечно, является амбициозным проектом, но этот проект рожден реализмом, а не идеализмом».

Даже такой украинский публицист, как Виталий Портников, известный прямыми и острыми суждениями по международным взаимоотношениям, рассуждая на эту тему, выходит на философские, хотя и пугающие заключения. На страницах издания «7 дней» он пишет: «Один прямой путь возвращения в прошлое есть. Это третья мировая война. Гибель миллионов людей, разрушение крупных промышленных центров, упадок технологий. Если за ближайшее десятилетие такой конфликт действительно произойдет, то тем, кто останется — и даже их детям, — останутся рабочие места, и традиционный жизненный уклад, и привычные семейные и личностные ценности. Мы не знаем, в какой век возвратится человечество в результате третьей мировой войны — просто потому, что ее результат непредсказуем, так же как и результат развития технологического прогресса и сланцевой революции». 

По мнению автора, только сильная и единая Европа может остановить и мировую войну, и вызовы технологического прогресса, и дестабилизацию в странах третьего мира.

Но тут ожидаемо раздается вопрос из зала: «А кто сегодня мешает Европе быть сильной и единой? США, Россия? И почему именно Европа самоустранилась от действий, способствующих стабилизации обстановки в том самом третьем мире?»

Могут вызвать вопросы и некоторые другие посылы автора. Так, по мнению украинского публициста, американцы, голосовавшие за Трампа, это люди с мечтой о прошлом. 

Думается, что такое заключение спорно, так же как и непроработанная инициатива Михаила Горбачева о ядерном разоружении, и предложения Ричарда Хааса о суверенной ответственности. И все же, знакомясь с подобными публикациями, невольно замечаешь одну существенную перемену в настроении, царящем в медиасфере. Авторы все меньше бросают камни по разные стороны баррикады и делят политиков на плохих и хороших, а уже ищут пути к возможному диалогу между лидерами и выносят на суд свои предложения. И даже если такими устремлениями движет упомянутый страх, не так уж это и плохо. Всем известно, что это естественное человеческое чувство. Без страха живут только безумцы. Вполне возможно, что самой природой заложенное в человеке и станет ключом к проблеме его выживания на этом удивительном и непредсказуемом этапе его величества времени.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter