Ключ от сейфа с успехом

Любопытная рокировка произошла в неофициальном рейтинге 20 самых прибыльных акционерных обществ...

Любопытная рокировка произошла в неофициальном рейтинге 20 самых прибыльных акционерных обществ. Лидером, как и в 2010 году, остался «Беларуськалий», умножив прибыль в 5 раз и оставив далеко позади всех остальных конкурентов. C третьей на вторую строчку взобрался БелАЗ, потеснив Беларусбанк, который сейчас на шестой строчке рейтинга. Можно ли говорить, что эти факты знаменуют собой некую новую тенденцию?


К примеру, по динамике роста прибыли в минувшем году нашим флагманам машиностроения — БелАЗу и МАЗу (третье место) — просто нет равных. Их чистый доход увеличился в 8,7 и 8,2 раза соответственно. Редкий мировой концерн может похвастаться такими успехами. Конечно, при анализе этих показателей надо учитывать прошлогоднюю практически трехкратную девальвацию рубля. Плюс различные формы господдержки... Двое новичков в двадцатке лидеров тоже от Минпрома: ОАО «Амкодор» и Минский моторный завод.


По доле представительства в топ–20 по–прежнему в большинстве банки и финансовые организации, занимающие почти половину строчек в рейтинге. Хотя результаты у некоторых в 2011-м поскромнее, чем в 2010-м. Есть в этой компании и прибавление. Банк «Москва–Минск» нарастил прибыль за 2011 год почти втрое. Для сравнения: Беларусбанк стал богаче в 1,2 раза, Приорбанк — в 2,3 раза.


И, наконец, не очень утешительная новость. Топ–20 покинули пищевые предприятия. В частности, городейский и слуцкий сахарные заводы, агрокомбинат «Дзержинский», табачная фабрика «Неман». Вот что думает по этому поводу Михаил Ковалев, декан экономического факультета БГУ:


— Прибыль банков логично уменьшилась в условиях высокой ставки рефинансирования. И это, на мой взгляд, не так и плохо. Ведь то, что получают банки, в итоге недополучает промышленность. В минувшем году, судя по всему, тенденция была обратной. Рост финансовых рейтингов машиностроительных предприятий говорит о конкурентоспособности их продукции на основных рынках. Безусловно, хорошо. А то, что несколько хуже сработали предприятия пищевой промышленности, связано с внешней конъюнктурой на мировых рынках. Что в общем–то естественно. Цены на сырье и готовую продукцию всегда в движении: то вверх, то вниз.


Впрочем, больше прибыли или меньше, пока это всего лишь информация к размышлению, не имеющая практического применения. Рынок акций у нас развит слабо. Справедливее сказать, его практически нет. И как следствие — нет важных стимулов оказаться в числе лидеров, чтобы привлечь внимание потенциальных инвесторов. Поэтому наш топ–лист самых прибыльных компаний года — отчасти результат хорошей либо не очень конъюнктуры, величины полученных льгот и преференций. Чтобы говорить об умелом, грамотном и уверенном управлении активами, надо на вопрос смотреть шире. Но это тема отдельного разговора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter