Народная газета

Ключ на старт

30 декабря для участия в ралли-рейде “Дакар-2018” в Южную Америку отправятся три экипажа команды “МАЗ-СПОРТавто”

Лидер команды Сергей Вязович поедет вместе со штурманом Павлом Гараниным и механиком Андреем Жигулиным. В составе второго экипажа — Александр Василевский, Дмитрий Вихренко и Антон Запорощенко. Алексей Вишневский, Максим Новиков и механик Андрей Неверович — третий экипаж.

фото maz.by

Каково это, который год кряду встречать Новый год в тысячах километров от родных, близких и празднично накрытых столов? Ведь и в прошлом году основная группа спортсменов команды “МАЗ-СПОРТавто” покинула Минск еще перед католическим Рождеством, улетев в южноамериканский Асунсьон, откуда уже на второй день 2017-го стартовал международный марафон-ралли “Дакар-2017”?

— За всех не отвечу, но для ребят, которые непосредственно участвуют в гонке, для всех членов экипажей годы уже давно перестали сменяться в ночь на 1 января. У команды свой отсчет — “Дакарами”, и каждый из нас с нетерпением ждет старта, — улыбается Сергей Вязович.

Разговоры с ним, как правило, журналисты ведут на узкопрофессиональные темы: “какую стратегию планирует команда на предстоящем “Дакаре” или “как оцениваете свое выступление на “Шелковом пути”. О личном спрашивают редко. Готовясь к встрече, я грешным делом заранее придумал Вязовичу “выигрышную” с журналистской точки зрения биографию. Мол, “отец всю жизнь проработал водителем, и я научился управлять машиной, сидя у него на коленях уже в пять лет”.

— У меня отец всю жизнь в сфере образования работал, — не оставил камня на камне от моей версии Сергей. — А водительские права категории “С” я получил в училище одновременно с профессией “машинист автомобильных кранов всех типов”. После работал на ряде предприятий. Помнится, на заводе “Кранмаш” был у меня 14-тонный автокран “Ивановец”, смонтированный, как тогда говорили, на “лобатом” МАЗе. В 2003 году стал начальником автоколонны автотранспортного цеха именно на Минском автозаводе. С 2005-го — заместитель начальника цеха.

Но жажду скорости и стремления быть первым на дистанции любых автогонок у Вязовича не могли убрать из крови ни основная профессия, требующая собранности и аккуратности, ни достаточно успешное продвижение по служебной лестнице:

— Быть профессиональным автогонщиком я хотел всегда. Но в нашей стране автоспорт в те годы практически не существовал. Выступить на международных соревнованиях самостоятельно — нереально, в первую очередь из-за отсутствия финансовой возможности. Оставался стритрейсинг, нелегальные ночные гонки. Свой личный рекорд скорости — 280 км/час — я выжал на AudiS4, когда мне было чуть более 20 лет. Вот только к спорту обыкновенный седан Audi не имеет никакого отношения. А первый действительно раллийный автомобиль я купил только в 2011 году, тогда мне уже было за тридцать...

Первый экипаж: Андрей Жигулин, Павел Гаранин, Сергей Вязович.

В 2012 году услышал, что команда Минского автозавода выступает на “Дакаре”. Поскольку это не чужое для меня предприятие, да к тому же меня тут помнили, встретился с руководителями завода и команды и предложил свои услуги. Тогда и стал пилотом “МАЗ-СПОРТавто”, в апреле прошлого года был назначен начальником команды. В 2013 году мой экипаж занял третье место на ралли “Шелковый путь”. С этой гонкой у меня вообще связаны приятные воспоминания — в 2016-м были шестыми, в нынешнем году пятыми, вдобавок мне удалось на одном из этапов приехать на финиш первым. А вот на “Дакаре” лучшее достижение нашего экипажа — 11-е место в 2014 году. Впрочем, и на последнем результат неплох — стали 13-ми из 50 экипажей-участников. На этапах почти всегда были в пятерке, однажды стали третьими, отстав от лидера только на 40 секунд. Однако все надежды на более высокий результат исчезли после этапа, когда пришлось менять компрессор. Отыграть в Южной Америке с ее быстрыми трассами 3,5 потерянного часа было нереально.

...В последние годы большую часть времени на гонках Сергей Вязович проводит в компании штурмана Павла Гаранина и механика Андрея Жигулина. Почти как космонавты. Только членов космических экипажей на совместимость испытывает сонм психологов, а в команде “МАЗ-СПОРТавто” и должности-то такой нет. Павел Гаранин, который ездит с Сергеем Вязовичем с 2012 года, на вопрос о совместимости ответил прямо:

— Нам психологов не надо, как-то и так притерлись...

Это “как-то” неоднократно прошло проверку на излом. Например, когда на одном из горных этапов “Дакара-2016” перестала работать пневматическая система и тяжелый спортивный грузовик остался без тормозов и сцепления.

Второй экипаж: Александр Василевский, Дмитрий Вихренко, Антон Запорощенко.

— Каждый из нас отдавал себе отчет в том, что совсем рядом — обрывы и пропасти в сотни метров. Но никто не ныл, все понимали: автомобиль должен добраться до финиша. Ехать дальше несколько сотен километров было общим решением экипажа, и я очень благодарен Павлу и Андрею за самоотверженность. Раздирая в клочья шины и повреждая подвеску, тормозили боком грузовика о скалу, — на мгновение Сергей словно бы вернулся в ту, ставшую уже легендарной в мире автоспорта поездку по горному серпантину.

— Я считаю, что наша команда готова побеждать, в том числе на “Дакаре”, — не скрывает честолюбивых намерений Сергей. — Смотрите сами: на “Дакаре-2017” у МАЗа, по сути дела, призовое место среди производителей грузовой техники, мы уступили лишь КамАЗу и “Ивеко”. С каждым годом набираем все больше опыта, совершенствуем свой автомобиль. При определенном стечении обстоятельств и доле везения можем побороться за место на пьедестале почета.

Третий экипаж: Алексей Вишневский, Максим Новиков, Андрей Неверович.

...Не берусь, да и не хочу предсказывать, на каком именно “Дакаре” экипаж Сергея Вязовича займет верхнюю ступеньку на пьедестале почета. Но твердо верю, что однажды это произойдет. Потому что придет время старта — и Сергей снова сделает попытку стать самым первым.

ПРОЧНЫЙ СЕМЕЙНЫЙ ТЫЛ

Стритрейсинг, которым поначалу занимался Сергей Вязович, обеспечил ему и прочный семейный тыл. Хороший друг, а по совместительству и один из устроителей ночных гонок пригласил на день рождения. Познакомил с родными, включая сестру. Девушку звали Мария.

С Марией Вязович я познакомился минувшим летом на одном из этапов ралли-рейда “Баха Беларусь-2017”. Первый мой вопрос: “Мария, легко ли быть женой пилота спортивного болида номер один в стране?” — оригинальным, конечно, назвать нельзя. Но ответ был вполне серьезным:

— Иногда бывает нелегко. Но так как автоспорт я люблю, то во всем поддерживаю мужа.

— Даже когда приближается, например, конец декабря и Сергей должен улететь на месяц...

— Если он и вся команда уже давно отсчитывают годы по “Дакарам”, то мои и детей праздники приурочены к его возвращению. Вот только все это время волнуемся. Тем более зная, что за выступлениями и результатами экипажей следит вся страна. Но есть интернет, вайбер, скайп...

В семье Вязович трое детей. Старшей, Насте, — девять лет, Кириллу — шесть, младшему, Артему, скоро три года. Он родился, когда Сергей был на “Дакаре-2015”, хорошо помнит этот момент его супруга:

— Хотя мы планировали это событие к возвращению Сергея с гонок, но вот так получилось. Уезжал муж на “Дакар” — было двое детей, вернулся — уже трое. Артема впервые увидел по скайпу.

НАША СПРАВКА

Ралли-рейд “Дакар-2018”, который пройдет с 6 по 20 января 2018 года, можно назвать дважды юбилейным. Его участникам предстоит отметить не только 40-летие самой гонки, но и 10-летие ее проведения в Южной Америке. Возможно, именно поэтому организаторы подготовили по-настоящему сложный и изматывающий маршрут — гонщикам предстоит преодолеть свыше 9 тысяч километров. Участников ралли ожидают дюны, горные перевалы и солончаки. Протяженность спецучастков составит 4234 километра.

На этот раз после многолетнего перерыва марафон вернется в Перу, где пройдут первые этапы, продолжится в традиционных для марафона Боливии и Аргентине (в 2017 году маршрут гонки пролегал через Аргентину, Парагвай и Перу). Стартует ралли 6 января из столицы Перу — города Лима, финиш — в Кордобе (Аргентина).

Планируется, что на старт выйдут 525 экипажей: 337 джипов, 42 грузовика, 190 мотоциклов и 105 квадроциклов.

Александр ВИЛЬЧИНСКИЙ

infong@sb.by

Фото maz.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...