Ключ к тайне

Недавно в Минске произошло событие, имевшее знаковый смысл для тех, кто любит и уважает родную историю.
Недавно в Минске произошло событие, имевшее знаковый смысл для тех, кто любит и уважает родную историю. В нашу столицу на 4-ю конференцию Евроазиатского регионального отделения Международного совета архивов "Евразика" прибыли представители семи стран-участниц. Солидному и без того минскому форуму еще больший престиж придало участие в работе гостей из Латвии, Литвы и Польши, сохранивших за собой статус наблюдателей, но проявивших несомненный интерес к сотрудничеству с коллегами.

Так с чем же прибыли к нам чужестранные гонцы?

Себя показать

Год назад аналогичный съезд ревнителей документальной истории проходил в столице Казахстана - городе Астане. По всем приметам обмениваться опытом и достижениями архивистам понравилось - в Минск дружно прибыли практически все члены регионального отделения "Евразики" за исключением Грузии и Монголии. В принципе, каждому есть чем гордиться. Василий Исак, директор государственной архивной службы Республики Молдова, поведал, что его коллеги регулярно готовят к печати ежегодник документов "Пергамент", провели научную конференцию к 330-летию со дня рождения Дмитрия Кантемира, советника Петра I. Знатный юбилей отметили, по словам заместителя председателя государственного комитета архивов Украины Константина Новохатского, и в Киеве: тамошнему Центральному государственному архиву исполнилось 150 лет, в честь чего даже были выпущены памятные монеты.

Надо сказать, на этом красноречивом фоне хозяева совсем не уступали гостям, а скорее даже дали тем повод для белой зависти - особенно после выступления председателя Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь Владимира Адамушко. Компьютеризация нас не обошла стороной, раритеты содержатся в надлежащем порядке, эффективно работает Археографическая комиссия, а также созданный при Президенте Геральдический совет, сами архивисты научились зарабатывать внебюджетные средства, пуская их на дальнейшее развитие службы, удостоились чести стать лауреатами Госпремии. А в скором времени даже учредят значок "Ганаровы архiвiст Беларусi".

Чтобы не остаться в стороне, похвастались архивными фондами да запасниками и прибалты с поляками. Как сказал генеральный директор департамента архивов Литвы Видас Григорайтис, в распоряжении архивистов аж 46 тысяч квадратных метров площадей, а у поляков, по данным заместителя главного директора государственных архивов Польши Генрика Куровского, - 233 километра. Внушительно, ничего не скажешь!

Других научить и выручить

По большому счету, руководители архивных служб на то и собираются на свои регулярные "посиделки", чтобы обговаривать важные моменты сотрудничества. По крайней мере, именно так декларируют свои намерения.

На нынешней конференции был приведен очень показательный пример: как рассказал К.Новохатский, когда в городе Каменец-Подольском сгорели важные и довольно редкие документы из архива, на помощь украинским коллегам оперативно пришли архивисты из Польши и Украины. Поляки даже прислали дорогостоящее оборудование для восстановления истлевших документов. Наверное, такие факты хоть и базируются на драматическом основании - лучшее доказательство необходимости для архивистов объединять усилия. Ведь история, как и время, - категория достаточно всеобщая и всеохватная, легко переступающая границы и смешивающая национальности. Особенно если учесть, что большинство из действующих лиц этой самой матери-истории долгое время жили, что называется, под общей крышей. Значит, и "метрики" общие имеют. И проблемы схожие.

Одну из них, достаточно насущную, озвучил руководитель Федеральной архивной службы России Владимир Козлов. По его словам, российские архивисты опасаются, что в свете принимаемых в РФ решений им не удастся отстоять право на заработанные честным трудом (с помощью платных услуг) деньги, которые вроде как будут вскоре у архивистов изыматься и отправляться в централизованный бюджет. "А без материальной заинтересованности кто станет на скромную зарплату архивиста трудовой энтузиазм проявлять?" - резюмировал В.Козлов. Действительно, кто? И если уж далекие от денежных источников хранители летописей и хроник изощрились добывать средства самостоятельно, используя нормальный интерес людей к своим родовым корням, то вряд ли стоит экспроприировать легальные доходы у малооплачиваемых "летописцев".

Проблема подготовки архивных кадров также интернациональна. Особенно если учесть признание российских архивистов, что некогда главная кузница квалифицированных архивариусов СССР - Московский историко-архивный институт ударился в коммерциализацию, утратив прежний престиж. Хорошо белорусам: они решили вопрос сепаратно и уже готовят нужных специалистов в БГУ.

А где же открытия?

Слушая ведомственные "секреты" архивистов, я ловила себя на мысли: а когда же разговор пойдет о главном? Об уникальных документах, открытиях, раскрытых тайнах, наконец. Ведь, прошу прощения за каламбур, не секрет, что именно архивистам всех стран и народов доверено снимать гриф секретности с дождавшихся своего времени документов, обнародовать вековые загадки и расшифровывать исторические ребусы. По большому счету, именно подобное направление работы и волнует журналистов, да и широкую общественность.

Но историческими тайнами, увы, никто не делился. Тогда, пользуясь случаем, на пресс-конференции я сама задала интригующий не только меня, но и многих не равнодушных к своему прошлому белорусов вопрос: что могут сказать российские архивисты о поисках пропавшей в начале Великой Отечественной войны белорусской святыни - креста Евфросинии Полоцкой? Поскольку, по данным нашей стороны и активно работавших в этом направлении спецслужб, следы реликвии ведут в Россию, и теперь главная проблема - получить доступ к российским архивам, в частности, к фондам Совнаркома и закрытому делу Берии. (Про эту проблему я уже писала в своей статье "Тайна святого креста" от 28 февраля с.г.)

Реакция Козлова была неожиданной: мол, нет у нас белорусских запросов и белорусской реликвии тоже нет.

Такая вот категоричная отповедь.

Честно говоря, я ждала продолжения в таком примерно стиле: давайте попробуем совместно поискать еще раз, благо оказия для сотрудничества налицо - взять хотя бы долженствующее подвести итоги конференции совместное заседание коллегий руководства российских и белорусских архивных служб. Но такового постскриптума не последовало. Пришлось довольствоваться тем, что директор Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД) профессор, заслуженный работник культуры РФ Михаил Ларин в кулуарах принес извинения за резкость коллеги. Добавив при этом, что искать пропавшие святыни - дело благое и нужное.

А еще мне рассказали уже наши, белорусские, архивисты, что проблема возвращения нашего национального достояния - архивных документов, вывезенных в разные годы в российский тыл и до сих пор остающихся за пределами нашей страны, по-прежнему не снята с повестки дня. Деликатная такая проблема, занозистая и болезненная, которую вряд ли стоит обходить стороной, если декларируются добрые намерения о реальном, а не парадно-показном сотрудничестве.

Ведь прецеденты, когда самой России Запад безвозмездно возвращал считающиеся бесценными документы, к примеру, "Смоленский архив", есть.

А уж в компьютерно-электронный век оставить себе, коли есть в том нужда, копии - дело, что называется, техники.

Мое мнение: уж если дружить архивными домами - так по-настоящему!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter