Любая техника нуждается в уходе и профилактике

Ключ к долголетию

В советские годы для ремонта велосипеда было достаточно двух ключей и умелых рук. Но с современными моделями этот фокус не пройдет: механизмы стали сложнее, а для устранения некоторых неисправностей понадобится специальный инструмент. Впрочем, есть и хорошие новости: если должным образом ухаживать за велосипедом и соблюдать определенные правила езды, серьезных поломок можно избежать. О чем нужно знать и где самые уязвимые места двухколесного транспорта?

ремонт-МВечер.JPG
Фото Максима Вечера

Подготовительные работы


Даже тот, кто обзавелся велосипедом недавно, наверняка знает две базовые вещи: нужно подкачивать колеса и смазывать цепь. Если игнорировать эти нехитрые действия, велопрогулка вряд ли принесет удовольствие: с “опавшей” камерой на быструю езду надеяться не приходится, а сухая цепь будет нестерпимо “стрекотать”. Впрочем, это не означает, что за насос и смазку придется хвататься перед каждым выездом. Сергей Хомич, владелец мастерской по ремонту и обслуживанию велосипедов Velobox, рассказывает:

— Подкачивать колеса следует раз в три-четыре недели. Давление в велосипедных камерах выше, чем в автомобильных шинах, и за это время оно снижается примерно в два раза. Рабочее давление отличается в зависимости от предназначения велосипеда — информацию о максимальном и минимальном значении можно посмотреть сбоку на покрышке. Исходя из практики для большинства моделей это 3—4 атмосферы.

С цепью конкретный период выделить сложно. В хорошую погоду смазка будет высыхать, а если идет дождь — ее попросту смоет. Поэтому здесь следует смотреть по ситуации, но в среднем смазывать цепь следует раз в 8—12 поездок, говорит специалист:

— Чистить цепь можно обычной тряпкой или щеткой. Для пущего эффекта иногда используют дополнительные средства, например, известную аэрозоль WD-40 и ее аналоги. Затем цепь нужно промазать. Для этого следует использовать жидкие смазки — их выпускают в аэрозолях и масленках. Если специального средства под рукой не нашлось, можно взять, к примеру, обычное автомобильное масло — главное, не выработанное.

При этом обильно смазывать звенья не стоит: во-первых, рискуете испачкаться при езде, во-вторых, на цепь будет легче цепляться грязь и этот и без того довольно хрупкий элемент быстрее придет в негодность.

Спустя сотни километров


Лучшее лекарство от болезней — профилактика. Это актуально и для техники. Сергей Хомич проводит аналогию с автомобилями:

— Когда машина проезжает 10 тысяч километров, водитель меняет масло, фильтры и прочие расходные материалы. Та же история и с велосипедами. Есть определенные виды запчастей, которые нужно периодически обновлять. Поэтому те, кто проезжает за сезон 10 тысяч километров (а есть и такие), производят несколько замен цепи, колодок и других элементов.

Но это вовсе не означает, что любителям коротких велопрогулок можно расслабиться. Все равно раз в сезон надо делать диагностику. Отрегулировать тормозную систему, поправить руль можно и дома при наличии минимального набора инструментов. Однако для глубокого обследования, когда велосипед требуется полностью разобрать, лучше обратиться к специалистам, советует Сергей Хомич:

— Ведь для этого нужно иметь багаж знаний и большое количество специальных инструментов — тех же ключей, поскольку стандартные к современному велосипеду не всегда подойдут.

Слабые места “железа”


Даже при правильном уходе есть риск столкнуться с необходимостью ремонта велосипеда. После столкновений и неудачных падений может потребоваться чуть ли не полное его обновление. Однако такие поломки, скорее, исключение. В отличие, к примеру, от проколотых колес: битое стекло, кусочки проволоки, гвозди, да и просто острые камешки, значительно усложняют жизнь велосипедиста. Это одна из наиболее частых причин обращения в сервисный центр, подтверждает Сергей Хомич:

— Также частый повод заехать в мастерскую — некорректное переключение передач. Например, скорость без щелчка “сваливается” на более “тяжелую” или не переходит на заданную передачу. В таком случае нужна регулировка системы трансмиссий. Суть в том, что почти все переключения в велосипеде завязаны на работе стальных тросов, имеющих свойство растягиваться. В то же время оплетки, которыми покрывают такие тросы, содержат пластик, а он со временем дает усадку. Отсюда и необходимость в регулировке.

Нередко велосипедисты сталкиваются с проблемами тормозной системы. Сегодня существуют три типа тормозов: ободные, дисково-механические и дисково-гидравлические. Избежать поломок с первыми двумя зачастую можно благодаря профилактике. Эксперт поясняет:

— Во-первых, система опять же работает на стальных тросах. Во-вторых, у ободных тормозов есть регулировочные винты. Если они раскручиваются, расстояние между ободом и колодкой может измениться, а это чревато притиранием колодки об обод и потерей наката велосипеда. Еще один нюанс, актуальный для всех типов тормозов, — стираются колодки. В результате торможение замедляется — из резкого становится плавным.

Отдельная проблема — неисправности, связанные с цепью и механизмом заднего переключения скоростей. Они возникают при неправильном переключении скорости — цепь может искривиться, порваться или загнуться. В последнем случае это чревато тем, что задний переключатель застопорится или даже сломается. Избежать такой ситуации несложно, считает Сергей Хомич:

— Нужно помнить, что все переключения скорости должны происходить строго во время движения велосипеда, когда крутятся педали. При этом на долю секунды на них следует исключить нагрузку — как бы “провожать” ногами.

Так или иначе, практически любую неисправность велосипеда можно устранить. Но если есть шанс избежать поломки (та же профилактика), лучше его использовать. Ведь любая неисправность может обернуться серьезными травмами. А здоровье в отличие от нового велосипеда не купишь.

ремонт-2.JPG

СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА

Что взять с собой в дорогу на случай поломки?

  • Если путешествие будет недолгим, держите при себе специальный набор инструментов — мультитул. Это небольшое устройство, сделанное по принципу швейцарского ножа, — в нем умещается от 6 до 15 видов ключей для велосипедов. Стоит такая полезная вещица 15—30 рублей.

  • В дальнюю поездку на случай прокола камеры следует захватить набор заплаток, портативный насос и монтажки для снятия покрышек. Наборы инструментов с мини-насосом можно купить за 25—45 рублей.

ПРАЙС-ЛИСТ

Стоимость популярных услуг по ремонту велосипедов
  •  Техобслуживание (комплекс услуг) — 20—50 рублей.
  •  Замена камеры или покрышки — 3—5 рублей.
  •  Центровка колес (исправление “восьмерки”, “эллипса”, “зонта”) — 3—10 рублей.
  •  Замена цепи (услуга) — 3 рубля. 
  • Настройка переключения скоростей — 3—5 рублей за узел.


gavrusheva@sb.by



 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter