Как зарабатывают деньги сельские клубы

Клубы со смыслом

Могут ли СДК на голом энтузиазме быть популярными и почему платный вход сюда воспрещен
РЕОРГАНИЗАЦИЯ за последние 5 лет калинковичских клубов коснулась, но некоторые переформатировались: стали клубами-библиотеками. Заместитель начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома Инна Губар объясняет: 
— Оптимизация сети клубных объектов на селе — вопрос не простой. С одной стороны, смотрим на экономическую составляющую, с другой — прислушиваемся к мнению жителей. Они весть о том, что СДК может закрыться, воспринимают болезненно. Если видим, что клуб невостребован (причина, как правило, неблагоприятная демография), берем непопулярный объект культуры на карандаш. Затем наблюдаем и принимаем решение: либо объединить его с большим СДК, либо закрыть. 

С экономической точки зрения, подход разумен: культура — тоже бизнес. Потратиться на аппаратуру, коммунальные расходы и ремонт, выдать зарплату персоналу — финансовая нагрузка, которую несет районный бюджет. Кстати, заработки культработников (которые меньше, чем в образовании и медицине) в прямой зависимости от прибыльности их деятельности. Как показал личный мониторинг, в Калинковичском районе в лучшем случае культработник зарабатывает в месяц 3,5 миллиона рублей. С учетом премий, доплат. Негусто. А с чего взять, если стоимость билетов на концерты и дискотеки не больше 10 тысяч, доходы от продажи поделок декоративно-прикладного творчества, шоу-программ, культурно-массовых акций скромны. Дотации со стороны местных властей невелики. Руководители Золотушского СДК и Центра фольклора в Березовке на деликатный вопрос о зарплате отвечают: привыкли, когда «культуру финансируют по остаточному принципу». Нередко на призы для зрителей, костюмы и инструменты, а то и обои и шпатлевку для косметического ремонта культработники выкраивают из своих и без того невысоких зарплат. Это справедливо? 

Деньги - на сцену!


Кадры, как бриллианты

Штаты клубов выстроены по универсальной формуле: директор, художественный руководитель, технический работник. Золотушский СДК в этом смысле преуспел больше Березовского: им повезло заполучить в штат молодого художественного руководителя, способного и энергичного.

«Звездный» состав ансамбля «Залаты ўзрост» Золотушского СДК (справа налево): пенсионерки Людмила БОРСУК, Прасковья ЗАХАРЕНКО, Галина СИВАК, Евдокия ШУЛЬГА и Лидия ТИМОШЕНКО.

Эдуард Ковальчук — учитель музыки. В деревню приехал вместе с женой после отработки по распределению в Наровлянском районе. Не смогли обосноваться там из-за сложностей с жильем. А в калинковичской деревне поиск работы завершился покупкой долгожданной недвижимости. Эдуард доволен:

— Родили детей, сад посадили. Для комфортной жизни в Золотухе есть все условия. Но главное — работа.

На молодого худрука в СДК нарадоваться не могут: 29-летний Эдуард — «локомотив» в культурной жизни деревни. Оживить номер или сценарий, выбрать репертуар и хорошую музыку на дискотеку – с проектом любой сложности справится Ковальчук. Еще успевает курировать кружки по интересам: драматический, декоративно-прикладного творчества, вокальный. На все находит силы и время.

Березовскому центру фольклора с поисками столь ценных кадров пока не везет. Полина Лапатик понимает, что рано или поздно придется оставить свое «хозяйство», передать все ценное, что добыла в этнографических экспедициях:

— Будем реалистами: молодежь в сельскую культуру не рвется. Цену себе знает, а абы кого руководить клубом не поставишь: без таланта делать в учреждении культуры почти нечего. Особенно в век новых технологий, когда сельчанам стали доступны Интернет, домашние кинотеатры, караоке.

«Это наш клуб. Еще и платить?»

Не секрет, что львиная доля доходов сельских ДК — дискотеки. С каждым годом зарабатывать на них все сложнее, танцы стали проводить не несколько раз в неделю, а один. Да еще и сократили время дискотеки — с пяти часов до трех. Плюс ужесточили законодательство: молодежь до 18 лет может находиться в клубе до 22.00. Как же им «поклубиться», если на танцпол запускают в девять вечера, а через час просят его покинуть? Если работники СДК до указанного времени не выдворили из клуба несовершеннолетних, на учреждение культуры налагается штраф. Хоть паспорт при входе в клуб никто не обязан предъявлять, завклубом или худрук приблизительно знают, кто на танцах какого возраста.

Уроки современного порядка на сельской дискотеке усвоила Полина Лапатик из Березовки. Несколько раз даже санкции к худруку применяли, когда приехавшая проверка обнаружила несовершеннолетних в клубе после 22.00. Полина Павловна вспоминает:

— На свой страх и риск разрешила 11-классникам остаться на танцполе после десяти вечера. За доброту поплатилась. Теперь иду на принцип.

В Золотушском СДК та же проблема. Директор Дома культуры разводит руками. Худрук Эдуард Ковальчук предлагает проблему решить другим путем: проводить танцы на несколько часов раньше 22.00. Но в дневные часы молодежь (особенно в теплую пору года) нередко занята на подворьях и приусадебных участках, раньше восьми вечера с домашними делами мало кто справляется.

Культработники вообще бьют тревогу: чем доступнее сельчанам развлечения вне клуба, тем сложнее заманить их в СДК. Зачем, к примеру, идти на фильм, который привозит киновидеоустановка, когда можно его скачать в Интернете? Или почему бы дома не попеть под караоке, купив нужный диск с «минусовкой»? Полина Лапатик делится:

— В дни концертов иногда мне несется вслед: «Это наш клуб. Почему мы должны платить за концерт?» В этой связи вспоминается поездка в Польшу на фестиваль, когда там меня попросили дать мастер-класс по игре на «бердачцы». Для поляков инструмент был в диковинку, особенно когда они узнали, что в его основе деталь от ткацкого станка. Час рассказывала о корнях самобытного шумового инструмента, в каких композициях его используем. По окончании мастер-класса выхожу, а организаторы мне по ведомости 200 злотых протягивают. Удивилась, ведь Америки на музыкальном уроке я не открыла. Мне объяснили, что за любой урок или выступление у них принято платить. Причем любому самодеятельному артисту. У нашей публики исключительно потребительское отношение к культработе. Не хотят сельчане понимать, что, отдавая деньги за концерт, они платят за конкретную работу.

Вместо послесловия

Возвращалась из Калинковичей со смешанными чувствами.

С одной стороны, радостно, что в сельской культуре работают люди, преданные своему делу, которое не подпитывается астрономическими зарплатами. Наоборот. Чтобы содержать учреждения культуры, свою копейку им не жалко вложить в ремонт.

С другой стороны, стыдно за то, какими мы стали. Нонсенс: в клуб людей клещами не затянуть! И дело не столько гаджетах, изобилующих в нашей жизни, сколько в нерасторопности и неподъемности нас самих. Ленимся прочесть актуальную книгу, сходить в кино или на концерт, позволяем себе возмущаться, когда за концерт на площадке СДК придется заплатить. Чем хуже самодеятельные артисты столичных? Ведь на концерт или спектакль, который ставят профессионалы — из районного, областного и других центров, покупаются билеты, — на стоимость которых роптать не приходится. Возможно, к процессу поощрения людей, задействованных в сельской самодеятельности, могут подключиться администрации предприятий. Ведь если человек на сцене, в культуре, он и работать будет с большим интересом, аккуратнее, соблюдать трудовую дисциплину.

Хорошо бы привлечь в клубную систему и меценатов, благо законодательно у нас есть преференции для бизнеса, который спонсирует культуру. Есть возможность создавать попечительские советы, которые курируют театры, филармонии, музеи… Но, к сожалению, пока с практикой создания таких советов сталкивалась на уровне крупных центров культуры. Мне кажется, сами клубы могут заручиться финансовой поддержкой спонсоров, инициировать процесс денежных вливаний. Кто они — потенциальные спонсоры? Знаменитые уроженцы из деревень, которые успешны и хотят оставить на родной земле память о себе. Благодаря им отстраиваются в селах церкви, появляются в местных краеведческих музеях уникальные экспонаты.

На ум приходит яркий пример из деревни Ревятичи Березовского района. Один из ее уроженцев постоянно поддерживает и школу, и СДК, и сельсовету помогает со строительными материалами. Или еще пример: Ржавская библиотека Славгородского района. Ее ведь тоже на свои деньги создал и снабдил книгами знаменитый земляк.

Основываясь на услышанном и увиденном, пришла и к выводу, что целиком перекладывать всю ответственность за развитие сельских учреждений культуры на профильное Министерство культуры как на главный регулятор в сфере искусства не слишком справедливо. Ведь в ручном управлении СДК находятся у управлений культуры обл- и райисполкомов. Это в чистом виде менеджмент на микроуровне, только в арт-сфере. Лучше, чем органы местной власти, проблемами клубов не владеет никто. Эффективные управленческие решения — и по оптимизации, и по кадрам, и по материальному обеспечению — должны вызревать и претворяться в жизнь именно на местах.

Триединая модель, по которой строится сельская культура, проста: центр — клуб — зритель. Но как держать ее в балансе, чтобы связь между звеньями этой цепи не прерывалась? Одними энтузиастами культуры в клубах эту цепочку не укрепишь. Начинать нужно с себя, с культуры личности. Ведь то, как мы одеваемся, что говорим, как себя ведем дома, в общественных местах, какие книги читаем и читаем ли… Это все наша культура. «Забаррикадироваться» своими привычками, бытом, во всем видеть только финансовую подоплеку — неуважение по отношению к собственной судьбе. Не хлебом единым жив человек, а душа всегда будет тянуться к прекрасному. И старый добрый сельский клуб на пути культурного обогащения — мощный маяк.

uskova@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter