Клубное шоу

Как веселится молодежь в провинции?
Как веселится молодежь в провинции?

Ни окон, ни дверей — полна горница людей. Так иногда выглядит типичный сельский клуб, в котором проходят дискотеки. С дощатым полом и, прямо скажем, скудным музыкальным репертуаром. Из аппаратуры — советские колонки да видавший виды магнитофон. За фейс–контроль и заодно дресс–код отвечает старушка. Вот, собственно, и все развлечения на шестидесяти квадратных метрах.

Вместе с сотрудниками УВД Минобл-исполкома во время милицейской операции «Семья» мы побывали на самых «горячих» дискотеках Минской области. Надо заметить, что клуб в провинции — особое место. Это в крупном городе можно пойти на вечеринку в стиле регги, в модный бар или на крайний случай провести вечер за игрой в боулинг. В провинциальных городках изнывают от культурного голода, который можно утолить только на одной–двух дискотеках. Других мест для развлечения попросту нет.

— Минские дискотеки — в центре внимания, а вот клубы на периферии как бы находятся в тени, — рассказывает старший инспектор управления профилактики УВД Миноблисполкома Андрей Амбражей. — Прошлым летом во время рейдов всякого насмотрелись. Бывало, приезжаешь, а администрация клуба лыка не вяжет, перед ди–джеем прямо на колонках расставлены стопки с «беленькой». Какой тут может быть порядок? Об эстетике вообще говорить не приходится. Кое–где до сих пор вместо центрального отопления печки стоят.

...ДК в деревне Юцки Дзержинского района — классический в этом смысле пример. Нет, отопление сюда было проведено уже давненько. Но когда последний раз включали батареи, не припомнили даже старожилы. А тут еще и весна припозднилась... На танцполе зуб на зуб не попадает. Вместо гардероба — вешалка, на которой одиноко висит чье–то пальтишко. «Клаберы» пляшут зимой прямо в полушубках и пуховиках.

— А как же в морозы? — спрашиваю у администрации.

— Включаем обогреватель, — кутается в платок директор клуба. — Когда людей много, так и не холодно вроде.

Ритмичная музыка здесь особенно популярна — под нее легче согреться, рассказали мне завсегдатаи. Паренек, который за ди–джейским пультом работает бесплатно, собирает музыкальные новинки буквально по крупицам, в основном у друзей. Молодежь охотно выписывает пируэты под европейскую попсу. Но почему–то не вся. У порога мнутся угрюмые парни в спортивном. Может, они перепутали боксерский ринг с дискотекой? Ребята ведут себя смирно, однако едва скроется вдали фуражка участкового, как готовы засучить рукава и выяснить все с помощью кулаков.

Наша экскурсия продолжается. Обходим по периметру здание. От порога Дома культуры до туалета шлепать по грязи метров пятьдесят. Не видно ни зги. Фонарей, конечно, нет. Как же тут пройти девушке на каблуках? Еще немного померзнув на танцполе и не найдя ничего занимательного, покидаем дискотеку.

В Заславле, наоборот, духота — хоть топор вешай. В фойе городского Дома культуры, где проходит дискотека, развернуться негде. На танцполе ребята задевают друг друга локтями. А народ все подходит и подходит: со всех сторон стягиваются ватаги молодежи. По мере приближения к ДК градус спиртного заметно повышается. Как они будут танцевать, если едва держатся на ногах? Впрочем, многие приходят вовсе не за этим...

Следующая остановка в Фаниполе. Время — без четверти двенадцать. Дискотека в местном ДК в самом разгаре. Танцпол взрывает Юра Шатунов. Парни и девушки отрываются под него так, будто услышали шлягер впервые. Под финальные аккорды «Седой ночи» мои спутники выводят из танцующей публики 16–летнего юнца.

— Что ты здесь делаешь? Почему не дома? — обрушивается на него участковый. — Мы же включали свет и просили уйти всех несовершеннолетних!

— И что же он такого страшного натворил? — удивляюсь я.

— Понимаешь, дискотека в провинции — своего рода перекресток интересов. Это еще одно отличие от минских клубов, — записывает что–то в блокнот Амбражей. — Приходят и безусые подростки, и кому за тридцать. Разные люди, разные интересы. Для ссоры достаточно пустячного повода. Например, не понравилась музыка. Кто–то вслух возмутился, другой нагрубил в ответ. «Дискуссия» меломанов обычно перемещается на улицу.

Но вряд ли драчливые подростки или пьяные разборки на сельских дискотеках для кого–то в новинку. «Хронические» проблемы провинциальных клубов известны давно. Да и само дискотечное движение на периферии сейчас, по сути, держится на хрупких плечах энтузиастов. Ди–джей Денис Максимов из Борисова — один из них. Состояние дел ему не нравится, и парень готов даже бесплатно учить сельских ди–джеев сводить «винил» и помочь разобраться в стилях клубной музыки.

— Клубная культура постепенно добралась и до провинции, — говорит Максимов. — Увы, ее развитие сдерживают два фактора — нехватка денег и недостаточная квалификация ди–джеев. Конечно, 15 тысяч у.е. за аппаратуру — неподъемная сумма для сельского клуба. Зато появились фирмы, которые сдают хорошую технику за небольшие деньги в аренду. Проблема в другом. Многие сельские ди–джеи даже не знают толком, как с ней обращаться: худо–бедно провода к колонкам подсоединят, но в остальном... Ребята крутят попсу, которую мы каждый день слышим по радио. Как они могут привить настоящую клубную культуру? В Борисове нам удалось сделать хорошую дискотеку в местном ДК. И шпана сама схлынула из клуба. Ей стало неинтересно, а нормальная молодежь, наоборот, потянулась к нам. Как следствие, стало меньше драк и пьянок. Люди приходят на дискотеку получать удовольствие, а не тумаки и ссадины.

Выходит, исправить ситуацию на периферии можно и нужно. В рейде я постоянно ловил себя на мысли, что время на провинциальных дискотеках будто застыло: та же музыка, тот же интерьер, что и 5, 10, 15 лет назад. Хотя в прошлом году дискотеки в Минской области заработали 2 миллиарда 243 миллиона рублей (по данным Минского областного центра народного творчества). На первый взгляд, сумма немалая. Но лишь каждый четвертый рубль пошел на развитие дискотечного движения. Остальное — на налоги, зарплаты работникам ДК, содержание библиотек. Подписка и новые детективы — дело, бесспорно, нужное. Но почему бы не направить чуть больше финансов на то, что приносит реальную прибыль и увлекает молодежь?

Компетентно

Ведущий методист отдела культурно–досуговой деятельности Минского областного центра народного творчества Николай Войтко:

— Конечно, дискотеки на периферии не сравнить со столичными. Да, кое–где условия не очень, аппаратура устарела, до сих пор нет серьезной школы ди–джеев. Но дело не стоит на месте. В каждом втором из 712 домов культуры Минщины до 2008 года будет куплена аппаратура, проведен ремонт или реконструкция. Особое внимание сейчас уделяется развитию учреждений культуры в агрогородках. Впрочем, в области уже есть стильные клубы. К примеру, в Дзержинске, Слуцке, Молодечно, Борисове. Работаем и над их содержательным наполнением: устраиваем тематические вечеринки, в которые можно вмонтировать идеи, скажем, о пропаганде здорового образа жизни. Ненавязчиво и чтобы не вызвать обратной реакции у молодежи. Вообще, дискотека должна напоминать шоу: профессиональный ди–джей и ведущий, ритмичная танцевальная программа, приятный интерьер. А чтобы посетители чувствовали себя в безопасности, некоторые клубы заключили договор с милицией. Теперь за порядком в ДК следят сотрудники правоохранительных органов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter