Корреспонденты "СВ" съездили в ягодную столицу Беларуси, откуда садовую землянику везут в Москву и Петербург

Клубника пришлась ко Дворцу

Наши корреспонденты съездили в ягодную столицу Беларуси, откуда садовую землянику везут в Москву и Петербург


В Беларуси не одна столица. В Глубоком (Витебская область) говорят, что у них вишневая столица. А в Ольшанах (Брестская область) – огуречная. Но с полешуками не согласны в Шклове (Могилевская область), где даже памятник огурцу установили. Но вот с тем, что клубничная столица именно в деревне Дворец, что в Лунинецком районе Брестской области, никто не поспорит. Вы только туда загляните – все в клубнике! И даже на местном гербе красуются три ягодки. Мы наведались туда, чтобы попробовать тамошнюю ягоду и узнать, как живут в клубничном Дворце.


На этом празднике ягод много не бывает!

Просто рай

Нам повезло – как раз попали на праздник «Лунiнецкiя клубнiцы». Где все народное творчество посвящают урожаю самой долгожданной ягоды лета. В центре гуляний – плакат «Ягодный рай».

– Может, и не рай, но что-то похожее, – улыбается председатель сельсовета Александр Видникевич. – У одной семьи может быть 5–10 соток, а у другой – больше гектара. На территории сельсовета проживает 5800 человек. Под клубникой где-то гектаров 200–210. По большому счету, это лишь приработок к основной зарплате. Не знаю, чтобы кто-то жил только на выращивании ягоды.

Год выдался неурожайный. Дожди минули Дворец и окрестные деревни, высушив плантации. Товарной, крупной клубники собрали меньше, чем обычно, но на местном рынке все равно стоят машины из белорусских и российских городов. Отсюда клубнику везут даже в Москву и Санкт-Петербург.


Но на минских рынках клубника из Лунинецкого района называется брестской. Так на базарных ценниках и написано. Местные жители не в обиде – главное, чтобы скупщики давали хорошую цену.

– Сбор ягоды идет пару недель, – говорит Александр Видникевич. – В урожайные годы за день 160–170 грузовых микроавтобусов затоваривается.

С этого года цивилизованная торговля. Стихийный рынок перекочевал на специальную площадку со всеми удобствами.

Ягодный рай начался в 1960-х, когда местный колхоз начал выращивать клубнику. Но не смог сделать это прибыльным делом и все забросил. Зато трудолюбивые и смекалистые полещуки перенесли «колхозницу», так тогда назвали сорт первой местной ягоды, к себе на участки. Со временем научились ее выращивать и продавать. Разводят разные сорта. Нам давали пробовать и польскую, и голландскую.


Главное богатство бабушек из Дворца — клубника.

И дом построить, и машину купить


Куда ни глянь, на плантациях местное красное «золото» выбирают семьями.

Идем по полю, срывая по дороге клубнику. С земли она самая вкусная.

– У нас 20 соток, – говорит Валентина Федоровна. – В этом году плохой урожай, дождя не было. Сегодня вот собрали 10 ведер, а в урожайный год – и по 30, а то и по 50. Но все равно заработок есть. Дочка получает 1,5 миллиона рублей (100 долларов. – Ред.), другие дети немного больше.

Валентина Федоровна собирает клубнику сколько себя помнит. Начинала ее мама, она в советское время возила продавать ягоду не только в Минск и Брест, но и в Вильнюс, Ригу, Россию. Перевозили ее в товарных вагонах, а в городах – на такси. На вырученное строили себе и детям дома.

– Ой, тогда таксисты с нас деньги драли. Клубника ведь после перевозки течет, а они беспокоились, чтобы мы им сиденья не испачкали, – вспоминает житель деревни Бродницы Василий.

Шесть лет назад, еще до девальваций, можно было на клубничные деньги отстроиться, купить машину, но с ростом курса доллара такие покупки стали под силу только тем, у кого несколько гектаров. С 20 соток в урожайный год семья зарабатывает 1,5 – 2 тысячи долларов. За один сезон не получится собрать нужной суммы. Сельчане встают в четыре-пять утра. Первую клубнику собирают до начала рабочего дня и везут на рынок.


На плантациях работают семьями. Встают рано — в 4 утра, чтобы довезти на продажу свежую ягоду.

У всех, кто собирает клубнику, – красные руки. Да такие, что кажется – еще чуть-чуть и станут черными.

– Отмываются они легко – лимонной кислотой, – открывает секрет Инна, собирающая ягоду с детьми.

Те так ловко и быстро ее рвут, что сомнений в том, что они рождаются с врожденной способностью к этому, у нас не возникло. Это у городских детей и внуков ломит спину, рябит в глазах, болят руки-ноги… А тут и дети, и старики проходят по плантациям, как комбайны. Но по лицам и тяжелому дыханию полешуков видно: им тоже тяжело. Только их «тяжело» начинается там, где у нас заканчивается «больше не могу».

В соседней с Дворцом деревне Бродница познакомились с молодой семьей, у нее 1,5 гектара под клубникой. Здесь, как в Европе, урожай от засухи спасают с помощью капельного полива.

– За день можем собрать тонну, а то и полторы, – говорит хозяйка Наталья. – Продаем здесь сами и в Минск возим. Но собирать помогают наемные работники. Мы им платим почасовую зарплату. За 8 дней зарабатывают столько, сколько за месяц в колхозе.

– Когда доллар стоил поменьше, то могли даже тысячу «зеленых» за день взять, – вспоминает Наталья. – А сейчас 300–400 долларов. Потихоньку откладывали и построили небольшую квартиру в Лунинце.

Первая ягода появляется еще в конце мая. Продавать ее выходят на трассу с расчетом на проезжающих гурманов. В этом году первой поспела клубника голландского сорта. За литровую баночку просили 40 000 рублей (около 140 российских).

В разгар сезона тут уже своя «клубничная биржа». Закупщики оптом на машинах и с белорусскими, и с российским номерами. Въезжающего с полными ведрами полешука коммерсанты встречают, глядя сперва на ягоду, а уж после на него самого.

– Сколько хочешь? – спрашивает коммерсант.

– 25 тысяч (90 российских рублей) за кило.

– Нет, 23 тысячи, – торгуется скупщик.

Договорились. «Клубничная биржа» реагирует тут же на урожай и спрос. Стабильной цены нет. Как сторгуешься. По дороге в крупные города ягода дорожает в полтора-два раза.


Покупатели в Москве знают, что из-под Бреста привозят ягоду сладкую и ароматную. Поэтому столичные продавцы хитрят и выдают за лунинецкую ягоду, выращенную в других местах.

За день стать миллионером

Самые немассовые скупщики – госзаготовители. Они приезжают во Дворец для сбора мелкой клубники в бочки, чтобы делать из нее вино. Но сельчане сдавали им ягоду подешевле, если подороже не брали коммерсанты. Когда мы приехали, машины заготовителей стояли почти пустыми, водители грустно курили.

Ягоду селяне везут на «биржу» чаще на велосипедах, реже – на машинах, но и на повозках доставляют. Когда одна из дам зарулила на клубничный базар на своем минивэне и открыла багажник, продемонстрировав коммерсантам около 30 ведер, сомнений в успешности ее бизнеса не возникло. 200 кг красивой и крупной ягоды скупщик из Минска тут же затарил себе. А женщина сразу стала миллионером, получив 4,6 «лимона» (16,5 тысячи российских).

Вечером выходного дня праздник «Лунiнецкiя клубнiцы» был в разгаре. К главной сцене, где пели и плясали коллективы со всей Брестской области, стали подтягиваться герои битвы за сладкий урожай. Они уже выбрали всю спелую ягоду, а новая пока не созрела. Самое время отдохнуть, повидаться с односельчанами и послушать концерт. Рядом со сценой – выставка деревенских подворий, где можно попробовать все из клубники: торты, пирожные, пирожки, вино…

Во Дворце уже не представляют жизнь без выращивания клубники. Точнее, она помогает жить и растить детей. Так было 60 лет назад, так и сейчас.


Справка «СВ»


Где искать на карте

Полесская деревня с королевским названием «Дворец» находится в Лунинецком районе Брестской области у шоссе Кобрин – Гомель. В самой глубине Белорусского Полесья.  До Бреста всего 234 километра. А вот от Минска до ее клубничной «тезки» уже 482. До Москвы ехать 973 километра, до Петербурга еще дольше – 1061. Однако это не мешает тем, кто делает клубничный бизнес, кто любит эту ягоду, приезжать сюда и закупаться. Казалось бы, не юг, солнца не так уж много. А ягода созревает сладкая, пахучая.

Автор публикации: Андрей ОСМОЛОВСКИЙ
Автор фотографий: Виктор ДРАЧЕВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter