Клин клином вышибают

Какие реформы национальной экономики анонсировали в правительстве и Нацбанке?

Какие реформы национальной экономики анонсировали в правительстве и Нацбанке?

Зачем и почему

Рассказывая о плане совместных действий правительства и Нацбанка, один из видных белорусских экономических экспертов вспомнил сказку Аркадия Гайдара про Мальчиша-Кибальчиша и, в частности, фразу «нам бы день простоять да ночь продержаться». Действительно, ситуация на внешних рынках сегодня складывается не ахти, и белорусская экономика, как открытая и интегрированная в мировую, тоже начинает ощущать «озноб». В опубликованном на днях анализе Мин-экономики «Выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Беларуси» указано, что по итогам восьми месяцев 2013 года из 8 макроиндикаторов оказались выполненными только два. «Сложности с реализацией отечественной продукции в условиях сжатия основных экспортных рынков, а также вытеснение белорусских производителей инвестиционных товаров с традиционных рынков сбыта привели к низким показателям экспорта в текущем году», — отметили в Мин-экономики. Не удовлетворяют ведомство и показатели притока иностранных инвестиций в страну — за семь месяцев их пришло всего $ 1,7 млрд., что пусть и в 2,4 раза выше, чем годом ранее, но все равно слишком далеко от годовой прогнозной планки в $ 4,5 млрд.

Ответом на такие вызовы и стал план совместных действий по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики. В нем немало нововведений. Помимо вопросов, связанных с реализацией госпрограмм, предусмотрен целый блок иных мер. В частности, на неэмиссионной основе будет ликвидировано отклонение от расчетных показателей в бюджетной политике.

Правда, оптимизация государственного бюджета не подразумевает, что все социальные обязательства государство с себя снимает. Наоборот, чтобы бюджет был сбалансирован с таким минимальным дефицитом, который государство способно профинансировать, необходимо ограничить в первую очередь государственные расходы — подрезать ряд госпрограмм на республиканском уровне. А вот все социальные и защищенные статьи расходов, включая заработную плату бюджетников, обязательства по внешнему и внутреннему государственному долгу, а также другие базовые статьи останутся при своем.

Умеренность аппетитов будет наблюдаться и в денежно-кредитной политике. До конца 2013 года кредитование экономики в белорусских рублях и иностранной валюте на валовой основе составит не более Br 30 трлн. в месяц. А в 2014 году обеспечение прироста требований банков к экономике на чистой основе не превысит Br 52 трлн. При этом выдача кредитов на жилищное строительство с господдержкой останется примерно на уровне нынешнего года — Br 10 трлн. По словам первого заместителя руководителя Аппарата Совета Министров — руководителя секретариата премьер-министра Александра Заборовского, в 2014 году «лишних рублей, которые могли бы давить на валютный рынок, просто не будет».

Также согласно плану будут сбалансированы источники (и в первую очередь на четвертый квартал) по программам строительства и агропромышленного комплекса, а также другим мероприятиям. Как отметил Александр Заборовский, завершение строек, проектов по государственным программам всегда было важным источником рублевой ликвидности и, соответственно, в четвертом квартале вызывало повышенный спрос на импорт, валюту на валютно-фондовой бирже. «Благодаря оптимизации этих государственных программ у нас будет все сбалансировано, чтобы не было никакого излишнего давления на соответствующих рынках», — подчеркнул он.

В раздел структурных мер включены также направления совершенствования системы управления экономикой и социально-экономического планирования. «Она будет реализована в прогнозе на 2014 год, где основными приоритетами будут показатели эффективности, прибыльности, сальдо внешней экономической деятельности, — пояснил Александр Заборовский. — То есть в первую очередь не валовые показатели, а показатели эффективности, как того требует глава государства».

Оперативное вмешательство

Некоторые пункты плана относятся не к проектам среднесрочной перспективы, а требуют очень даже оперативных мер. Прежде всего речь идет о бюджетной политике: сегодня расходы госбюджета опередили запланированные в конце прошлого года показатели на Br 17 трлн., и этот разрыв следует минимизировать. В Минфине отмечают необходимость ограничения основных позиций управления государственными расходами. В частности, еще до конца года дефицит бюджета сектора госуправления будет ограничен цифрой не более 0,8 % ВВП. «Это достаточно жесткий параметр для текущего года. Высокие процентные ставки по кредитам и структура кредитного портфеля также генерировали дополнительные существенные расходы по субсидированию процентных ставок в рамках госпрограмм», — говорит заместитель министра финансов Максим Ермолович.

Еще одна сложная тема — внешние обязательства Беларуси перед иностранными кредиторами. Пока мы рассчитывались по долгам исправно, и до конца года проблем не предвидится, хотя страна должна будет заплатить еще $ 800 млн. Деньги планируется взять из транша Антикризисного фонда ЕврАзЭС, а также привлечь на внутреннем рынке путем размещения облигаций. В любом случае в правительстве указывают на важность обеспечения выплаты внешнего госдолга и балансировки всех валютных обязательств без снижения золотовалютных резервов.

В правительстве, тем не менее, не считают, что новый план — это очень жесткие меры. «Мы видим, что тенденции на мировых рынках сложные. Но, в принципе, не первый раз мы сталкиваемся с ситуацией, когда снижается внешний спрос. Поэтому этот план — выверенный и оптимальный ответ на эти тенденции и риски, — объяснил Александр Заборовский. — Это не какое-то затягивание поясов, не какие-то чрезвычайные меры. А нормальная ежедневная работа правительства, Национального банка, органов госуправления по бюджетированию и финансированию».

Прямым текстом

Какие еще меры содержатся в плане совместных действий по структурному реформированию и повышению конкурентоспособности экономики Беларуси

• Выработка секторального подхода к приватизации гос­имущества и систематизация предложений о его продаже в 2014—2016 годах

• Организация и проведение конкурса по приватизации объектов госсобственности стратегическими инвесторами в 2014 году на сумму до $ 4,5 млрд.

• Передача Госкомимуществу права на реализацию неиспользуемого и неэффективно используемого государственного имущества по заявительному принципу на основании сформированного перечня по рыночной стоимости, а также на продажу неконкурентоспособных, устойчиво неплатежеспособных организаций как имущественных комплексов за одну базовую величину

• Подготовка крупных высоколиквидных ОАО к проведению в 2014—2015 годах IPO на белорусском, а также зарубежных фондовых рынках

• Предоставление права местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам на увеличение до 10 раз ставок налога на недвижимость, земельного налога (арендной платы) по неиспользуемому (неэффективно используемому) имуществу

• Создание единой антимонопольной системы

• Проведение реформы рынка акций и ценных бумаг

• Разработка системы строительных сбережений

• Реформирование системы оплаты труда работников бюджетных организаций

• Рассмотрение вопроса о премировании руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе в размере до 10 % от полученного по итогам года прироста чистой прибыли организации при условии выполнения прогнозного показателя чистой прибыли организации за отчетный год

• Развитие накопительного уровня пенсионной системы

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter