Климат диктует перемены

За последние годы  в Беларуси не было ни одного сезона, чтобы не обошлось без проливных дождей, засухи или бесснежных заморозков

За последние годы  в Беларуси не было ни одного сезона, чтобы не обошлось без проливных дождей, засухи или бесснежных заморозков. Климат меняется на глазах. Это видно особенно по нынешней экстремальной зиме. По оценке специалистов Института земледелия и селекции НАН Беларуси, примерно 65—70 % потерь в растениеводстве связано  именно с неблагоприятными погодными условиями. Значит, зависимость сельского хозяйства от климатических изменений не только сохранится, но даже усилится. 

Прямое тому доказательство – анализ белорусского Института проблем использования природных ресурсов и экологии НАН Беларуси. Они выяснили: в последние 2—3 десятилетия в подавляющем большинстве месяцев каждого года наметился отчетливый рост температурного режима, а число осадков снижается. Но они выпадают именно тогда, когда нежелательны для сельхозпроизводителей. Скажем, в период обмолота зерновых и зернобобовых. Это ведет к большим экономическим потерям. По разным оценкам, из-за непогоды в прошлом году республика потеряла от 0,5 до 1 миллиона тонн зерна. 

Известный аграрный академик Михаил Кадыров замечает, что первая проблема для села — ранние весенние заморозки, особенно гибельные в засушливые годы в мае — июне. Причем как весенние, так и осенние заморозки на осушенных торфяниках (это около 30 % продуктивных сельхозугодий страны) случаются в 2 раза чаще, чем на супесях, например, южных регионов республики. Беспокоят земледельцев и засухи. Особенно они участились в последнее десятилетие. В прошлом году за аномально засушливыми июнем — июлем пришли избыточно влажные август — сентябрь, что создало не-благоприятные условия для обмолота зерновых, недобора урожая пожнивных культур и второго укоса многолетних трав, задержки прорастания озимых. 

Как мне сообщила специалист земледелия и растениеводства Тамара Фомичева, этими самыми озимыми под урожай 2007 года в Беларуси занято более 1 миллиона 200 тысяч гектаров. На вопрос: «Не опасаются ли в министерстве, что аномальная погода может погубить большое количество посевов, и имеется ли стратегический план, как минимизировать потери от возможной экстремальной ситуации?» – спокойно и вроде бы аргументированно возразила: «Еще рано говорить об экстриме: снег все-таки будет — впереди февраль и март. В прошлом году нам пришлось пересевать около 200 тысяч гектаров хлебов, десятки тысяч — ремонтировать. Сегодня в областях накоплен значительный страховой фонд семян, с ними проблем не возникнет. Стартовый капитал будущего урожая – удобрения. Они согласно агротехническим  требованиям внесены в почву еще с осени. Так что основные затраты пойдут на приобретение горючесмазочных материалов, оплату труда, другие нужды. Это, конечно, удорожит себестоимость конечного продукта, но в целом для АПК не грозит катастрофой. 

В Главном управлении экономики Минсельхозпрода я, к сожалению, не смог получить данные о том, в какую сумму стране обошелся в минувшем сезоне пересев зерновых и зернобобовых, ремонт ослабленных участков. Заместитель начальника Главного управления экономики Алла Ломакина отметила, что год на год не приходится. В любом случае, если случится непоправимое, финансы придется изыскивать из различных источников. 

А еще ранее, на пресс-конференции, она же схематично назвала перечень действий министерства при аномальных погодных условиях. Основная идея: в АПК намерены повысить общую культуру земледелия. Уже определены 59 валообразующих районов, из которых республика будет получать 60 % валового урожая зерна, применяя самые передовые технологии и лучшие отечественные и зарубежные сорта ржи, овса, ячменя, пшеницы, тритикале, устойчивые к погодным перепадам. Например, в ближайшее время планируется на бедных гумусом почвах увеличить на треть посевы диплоидных сортов ржи. А всего будет введено «в строй» около 10 новых сортов различных культур зерновых и зернобобовых. 

Кроме того, Михаил Кадыров считает: в системе мероприятий по обработке почвы для посева наиболее затратной и наименее влагоэкономной является отвальная вспашка. Мировой опыт свидетельствует, что этот способ обработки не всегда целесообразен и оправдан технологически и экономически. Во многих странах плужную обработку с успехом заменяют безотвальной. Плуг еще долго будет применяться там, где атмосферных осадков выпадает за сезон более 700 мм, а где меньше — его заменят чизельные орудия, что в Европе уже и делается с успехом. 

Кроме того, наш главный почвовед рекомендует изменить подбор культур и сделать более рациональной структуру площадей. В условиях засух устойчивые урожаи, как правило, дает не только диплоидная рожь, но и диплоидные овес, пелюшка, люпин, гречиха, кукуруза на зерно (кстати, это зерно у нас с успехом получают на Гомельщине и Минщине). Можно подумать и о возделывании нетрадиционных для Беларуси культур — таких, как просо, чумиза, донник, лядвенец, амарант, озимая сурепица… 

В разных организациях и ведомствах довелось выслушать много дельных планов и идей противодействия климатической неустойчивости в сельском хозяйстве. Однако целостной программы развития растениеводства (особенно зерновой и зернобобовой) в условиях аномальных погодных условий у нас пока нет. Наверное, все наработки было бы целесообразно свести в единую концепцию и рекомендовать ее сельхозпроизводителям. Чтобы битва за урожай осталась лишь журналистским образом, а не грозной действительностью. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter