Как прожить без гаджетов пять дней?

Кликнешь, а в ответ тишина

Пять дней пытки, или как жить без гаджетов

Пять дней пытки, или как я жила без гаджетов

Двенадцатилетняя американка дважды пыталась отравить мать за то, что та запретила ей пользоваться смартфоном. На семинарском занятии преподаватель заявил, что устройства HTC и HP лучше iPhone и Macbook, после чего студент с криками “За Джобса! За айфон!” выскочил из окна. Японка в отместку своему парню утопила все его цифровые “игрушки”. В России предлагают запретить водителям использовать любые гаджеты во время езды: закон о разговорах по мобильному устарел. Новостные ленты пестрят подобными сообщениями. Всевозможные девайсы все глубже проникают в нашу жизнь. И уже сложно разобраться: кто здесь раб, а кто хозяин.


На фоне этого модным трендом стал цифровой детокс — временный отказ от использования гаджетов. В позапрошлом году термин даже появился в Оксфордском словаре. Но можно ли и вправду сегодня отказаться от трудов айтишников? И чего это будет стоить?

День 1-й. Трудности адаптации

Мое утро начинается с трех звонков будильника на смартфоне, пятиминутного чтения новостей и просмотра погоды. Но не в этот раз. Выяснилось, что дома нет ни одного механического будильника. Понадеялась на биологические часы. В итоге чуть не проспала. Погоду пришлось определять по вытянутой в окно руке и на глаз — во что одеты прохожие. Опять ошибка. Несмотря на утреннее солнце, на улице оказалось прохладно. А я в легком плаще.

К метро пришла злая и замерзшая. Книгу, к счастью, припасла с вечера, она стоила мне ссобойки, которая в сумку не поместилась. Но я не пожалела: вышла, наконец, на своей станции, что в наушниках удавалось далеко не всегда.

На работе без гаджетов сложно. Сижу, пишу в блокнот заметки. Ноутбук использую только как пишущую машинку и не более. Как не хватает интернета! 

Эксперимент лишил меня десятка приложений, контролирующих жизнь: счетчик калорий, органайзер, личные финансы, мобильный банкинг. Пришлось вести все это вручную. Тяжелее всего с денежными вопросами: уж не знаю, сколько калорий я сожгла, бегая к банкомату, — сегодня день аванса. Когда заветные рубли наконец поступили на счет, начала просчитывать планируемые расходы. И в эти сложные минуты у меня было два желания: передать привет всем, кто говорил, что математика мне в жизни не понадобится, и написать в Нацбанк слезное письмо с просьбой о деноминации.

Весь день меня нещадно “ломало”. Рука то и дело предательски тянулась к телефону. Сделать бы хоть что-нибудь! Хотя бы время глянуть. (Это я так сама себе вру. На самом деле мне ужасно хочется проверить соцсети, узнать погоду на выходные и сделать еще кучу абсолютно бесполезных вещей.)

День 2-й. Эффект Золушки

Наконец наступила суббота. День женских “радостей”: уборка квартиры, стирка, готовка... И гаджеты для этого не нужны! Я так думала. Помните, в диснеевском мультике во время домашней работы Золушка поет, разговаривает со зверушками и танцует с метлой? Теперь я ее понимаю. Без музыки в наушниках или на крайний случай гремящего телевизора уборка превращается в ад. Во время физического труда нужно хоть чем-то занять голову. Так что Золушка спасалась, как могла. У меня ситуация была похуже. Птичек и зайчат поблизости не оказалось, пляски со шваброй показались непрактичными, а наизусть, по злой иронии судьбы, я знаю только пару колыбельных и немецкую попсу. Надеюсь, что соседи разъехались по дачам, в противном случае им пришлось бы слушать дикий микс из “Спяць і мышкі, і стрыжы” и Ich bin dabei, du bist dabei. 

На всякий случай вилку от телевизора выдернула из розетки, нетбук, планшет, ноутбуки и смартфон спрятала в шкаф. От греха подальше.

На вечер, к счастью, были заранее оговоренные планы — поездка в Мирский замок. На всякий случай кинула в сумку телефон — мало ли что. И зря. Я хоть и не из тех, кто заводит кота, чтобы фотографировать его в Инстаграм, но в этой ситуации было очень сложно сдержаться и не сделать пару снимков. Спасло то, что было ужасно холодно: замерзшие пальцы не стоят никаких лайков.

День 3-й. Минус друг

Утро третьего дня началось с лихорадочных мыслей о том, чем же я буду сегодня заниматься. Когда все твои электронные друзья отдыхают где-то в шкафу, появляется огромное количество свободного времени. А твои живые друзья об этом не знают. Прошли времена, когда достаточно было выйти во двор, чтобы оказаться в веселой компании. Без интернета и телефона я отрезана от мира — ни звонков от знакомых, ни новостей. Чтобы выбраться из информационного вакуума, отправляюсь в библиотеку. Здесь цифровая голодовка дает небольшой сбой: мне все же пришлось сесть за компьютер, чтобы сделать заказ из каталога. Никто и никогда, наверное, не смотрел с такой любовью и преданностью на старенький монитор.

От печального вечера меня спас поход в буфет. Там я встретила давнего знакомого. Договорились поужинать в этот же день.

В кафе я пришла минут на пятнадцать раньше — хотелось, наконец, послушать музыку. Но процесс затянулся: знакомый опоздал. Жажда общения переборола раздражение, и я все-таки дождалась прихода приятеля. “Я хотел отправить тебе СМС, но вспомнил, что это бесполезно”, — с улыбкой сказал он. Звучит, как издевка. Дальше — хуже. Не прошло и десяти минут, как зазвенел его смартфон. Я с пониманием и легкой завистью терпеливо прождала, пока он поговорил по телефону. Но это было только начало. Каждые пять — десять минут он отвлекался на свой гаджет. Ой, лайк на Фейсбуке. Надо проверить, ответили ли в Твиттере. Сообщение ВКонтакте! 

Я не знаю, как мне хватило сил не избить его этим самым смартфоном. Видимо, опасения за финансовые потери все же взяли верх — это ведь заново все вручную пересчитывать. Я решила вести войну более дипломатичными методами: демонстративно достала книгу. В ответ — обиженный взгляд и тирада о неуважении. Возможно, надо было все-таки избить.

День 4-й. Как выглядит удод

Раздраженность сменилась апатией. Утром я смиренно потянулась к книге. К 538-й странице стало неинтересно. Решила почитать свои заметки в блокноте. Оказалось, там есть отдельная рубрика — вопросы к гуглу. У меня и вправду есть привычка в любой непонятной ситуации обращаться к поисковому сервису. Но я никогда не задумывалась о том, на какие идиотские вопросы я порой трачу время. Пару примеров: как выглядит удод? Когда начинается межсезонная распродажа? Что будет, если не погасить соду? Куда пропадают носки из стиральной машины? 

Серьезно, ну вот к чему мне знать, как выглядит удод? Не то чтобы эта информация сильно расширит мой кругозор. Вообще, откуда в моей голове взялся этот вопрос? Я не помню. И уверена, что ответ тоже задержался бы в памяти ненадолго.

Этот день я провела, как истинный затворник: сидела дома, ела, разговаривала с предметами (похоже, начала съезжать крыша), размышляла о том, что сделаю в первую очередь, когда доберусь до гаджетов.

День 5-й. С возвращением

Наконец-то я знаю, что буду делать весь день. Сегодня мой день рождения. Меня поздравляют только самые близкие люди. Чтобы вы понимали, насколько близкие, уточню: те, с кем я живу, и те, кто знает номер домашнего телефона. О его существовании я, кстати, и вовсе подзабыла. Но сегодня меня радовал каждый его звук. 

К обеду, когда суматошные приготовления прекратились, я приуныла. Грустно на самом деле, когда счастья и здоровья тебе не желает даже фитнес-центр или интернет-магазин. Да и вообще, день рождения — это отличный повод для разгула в соцсетях. Ты такой весь нарядный, получаешь красиво упакованные подарки, цветы... И подписчики не увидят этого?

В общем, в три часа дня я решила включить телефон. Эксперимент закончился. Как радостно было слышать писк уведомлений из соцсетей, короткую мелодию СМС (фитнес-центр все-таки поздравил!). Сразу захожу в ВКонтакте. Двадцать сообщений. Фух, меня не забыли.

Набор по выживанию в бесцифровом пространстве 


Бизнес не обошел вниманием тягу общества к цифровым голодовкам. Сами же айтишники на ура подхватили эту идею — появилось множество приложений, которые помогают ограничивать доступ к социальным сетям, интернету и так далее. Звучит парадоксально: скачайте приложение, чтобы не пользоваться другими приложениями. Но это работает. И все же наибольшую популярность цифровой детокс получил в туриндустрии. В мире есть немало специальных лагерей и мест отдыха, где существует запрет на использование гаджетов. А вместо этого людям предлагают различные развлечения из аналогового мира: спортивные игры, песни у костра, спа-процедуры, конные прогулки и прочее. По прогнозам, оборот в этом сегменте глобального рынка скоро достигнет 150—200 млн долларов в год. 

Отдых от цифрового мира стоит недешево: к примеру, уик-энд на ранчо “класса люкс” в Канаде от 570 долларов. От 175 евро в сутки — отдых в отеле в центре Дублина, где при регистрации придется сдать в сейф все свои гаджеты,  а взамен можно получить “Набор по выживанию в бесцифровых условиях”, где будут настольные игры, путеводитель по городу и, не совсем понятно зачем, свечи с ароматом белого чая. А примерно за 4 тысячи долларов можно почувствовать себя Робинзоном Крузо на Карибских островах — здесь тоже предлагают программу по цифровому детоксу.

Зайти на минутку, зависнуть на час


В  психологии уже активно используются термины “гаджет-аддикция” и “номофобия”, или, проще говоря, зависимость от цифровых устройств. Американский журналист Дэниел Сиберг, автор книги “Цифровая диета: как победить зависимость от гаджетов и технологий”, сравнивает ее с ожирением и по аналогии с индексом массы тела предлагает подсчитывать индекс виртуального веса. Для этого нужно по специальной таблице определить количество очков: к примеру, каждый смартфон дает три пункта, соцсеть — 4 и так далее. По сумме можно установить степень зависимости. Проанализировав, от чего следует отказаться (к примеру, от соцсети, которую вы посещаете раз в полгода), общую цифру можно снизить.

О гаджет-аддикции я побеседовала с заведующим 21-м наркологическим реабилитационным отделением РНПЦ психического здоровья Владимиром Ивановым:

— Любая зависимость имеет два основных признака: патологическое влечение к потреблению и утрата контроля над ним. При игровой, например, человек периодически испытывает выраженное влечение к игре, несмотря на отрицательный опыт — проигрыши, долги, и в процессе игры не может остановиться, пока не проиграет все деньги. Эти признаки экстраполируются и на так называемую гаджет-зависимость: влечение к владению устройством, причем на это тратится слишком много времени, гаджет занимает неадекватное место в жизни, например, если с ним спят.

— Как определить, есть ли эта продвинутая зависимость и почему она может возникнуть?

— Однозначных ответов нет. Играют роль и наследственная предрасположенность, и условия воспитания в детстве и юности, перенесенные болезни, психические расстройства и так далее. Патологическое влечение будет проявляться как выраженная тревога и навязчивые мысли о “предмете страсти”. Человек успокаивается только когда владеет гаджетом или использует его. Но проводить часы у монитора компьютера можно и в связи с так называемой компьютерной зависимостью (как правило, от социальных сетей или игр). Признаки расстройства будут такими же. Но при этом игроку все равно, на каком компьютере играть или общаться, а гаджет-зависимому нужно в данный момент конкретное устройство и, если его нет, он испытывает тревогу, злобу, депрессию. Концептуально, это консьюмеризм, продукт общества потребления. Нормальный человек получает удовольствие от того, что он делает своими руками, человек-потребитель получает удовольствие от потребления.

— Так можно ли быть свободным в этом запрограммированном мире?

— Любая зависимость может маскировать более тяжелое психическое расстройство. Поэтому нужна хорошая психологическая диагностика. Если вскрываются психические расстройства, сопровождающие зависимость, — их надо лечить в первую очередь. Если их нет, то чрезмерное увлечение гаджетами может быть не более опасным, чем стремление женщины иметь большое количество новых туфель. Надо разбираться в каждом конкретном случае, привлекая психологов, психотерапевтов, психиатров. Если человек использует цифровую технику по работе — значит, так надо. Не делайте проблемы на пустом месте.

Мир не впадет в “отключку”


В маркетинговом исследовании Benchmark Research Ltd. приводятся такие цифры: 93 процента жителей некоторых стран Евросоюза активно используют сотовый телефон, 73 процента — ноутбук, при этом примерно половина опрошенных не могут без них жить. Вот другой пример: 85 процентов молодых россиян не представляют свое существование без телефона, каждый пятый берет в отпуск сразу все свои гаджеты. Сложно представить, что в таких условиях тренд на производство и потребление все новых девайсов может резко развернуться. Об этом я поговорила с социологом, преподавателем Могилевского государственного университета продовольствия Сергеем Грибановским.

— Можно ли полностью отказаться от использования цифровых устройств?

— Я считаю, это реально. Приведу пример: среди моих товарищей есть один молодой человек, чрезвычайно активный и продвинутый. Он регулярно путешествует по странам Западной Европы, но при этом у него нет даже мобильного телефона. Мотивация проста — он экономит средства ради больших географических впечатлений. В каждом случае необходимо учитывать различные причины “цифрового воздержания” — это либо материальные соображения, либо соображения, касающиеся личного здоровья, либо индивидуальная философия, связанная с отрицанием ценностей цифрового мира. Всегда должен присутствовать сильный аргумент, в противном случае отказ “ради отказа” повлечет за собой возвращение к былым привычкам. 

Американский психолог Джон Грохол утверждает, что зависимость от интернета и гаджетов проходит три стадии, последняя из которых — стадия стабилизации, когда человек воспринимает объект зависимости спокойно, использует его только по нужде. Таким образом, не обязательно радикально расставаться с гаджетами — достаточно просто пережить кризисный период зависимости, а после — найти разумный баланс в обращении с ними.

— По канонам экономической теории, спрос рождает предложение. Но складывается впечатление, что в сфере IT работает обратный механизм. Появляется новый продукт — и все, нужно его купить. Не провоцирует ли это развитие все большей зависимости от девайсов?

—  Не стоит серьезно винить производителей гаджетов в нагнетании новой технологической зависимости. Это так же спорно, как обвинять производителей новых марок алкоголя в спаивании — ведь в конечном счете свободный и самостоятельный выбор в пользу здоровья или нездоровья делает сам человек. 

Я регулярно пользуюсь только двумя продуктами цифрового мира — мобильным телефоном и планшетом. Стараюсь не обременять свой быт лишними устройствами. Недавно специально отключил планшет от интернета, чтобы больше времени проводить с книгой. Решением доволен и менять его не планирую.

— Каким вы видите будущее?

—  Вряд ли нам стоит ожидать нового витка “ярости против машин” и гаджетов. Повальный медиааскетизм маловероятен — скорее всего, он будет развиваться в рамках маленьких субкультурных сообществ, групп по интересам. Гаджеты, к счастью или к сожалению, настолько крепко укоренились в современной жизни, настолько упростили ее, сделали удобной и динамичной, что нет никаких оснований прогнозировать отказ цивилизации от достигнутого комфорта. Представить мир без гаджетов становится так же трудно, как и представить его без зубной щетки и авторучки. Только нужно во всем знать меру.

Лучшие технические новинки этого года


На выставке Consumer Electronics Show 2015 миру показали множество новых гаджетов, которые покупатели смогут опробовать уже совсем скоро. Электронный ресурс Дни.Ру выбрал самые интересные из них.

Умный ремень Belty

Помимо привычных возможностей шагомера, акселерометра и гироскопа умное устройство еще и самостоятельно стягивается потуже или, наоборот, слегка ослабляется, чтобы “не давить на владельца”.

Кресло — фитнес-тренер

Кресло Tao Chair позволяет тренировать разные группы мышц и, как большинство современных гаджетов, подключается к смартфону или планшету для управления и настройки. В массовое производство оно будет запущено в ближайшее время.

Регенерация телефона

Корпус смартфона LG G Flex 2 сделан из “умной” пластмассы, которая самостоятельно “заживляет” мелкие и средние царапины. Телефон можно без опаски носить с ключами и мелочью, а появившиеся царапины затянутся сами собой. 

Спиной к движению

Автомобили-беспилотники — явление не новое. Но в новом Mercedes-Benz F 015 автопилот развит настолько, что по умолчанию водительское сиденье вообще отвернуто от руля. Руль имеется, но разработчики обещают, что использовать его можно будет куда реже, чем в других машинах. Салон обещают напичкать электроникой, которая будет управляться с помощью взгляда и жестов. 

Очень “умный” кофе

Кофеварку с нехитрым названием Smarter Wi-Fi Coffee Machine можно включить со смартфона, кроме того, она запоминает, когда вы обычно пьете кофе, и заранее его варит к нужному моменту.

Технологии с молоком матери

Baby GlGl — бутылочка, которая отслеживает, сколько младенец выпил молока, контролирует режим питания, определяет угол наклона. Если наклон неверный, то ребенок проглотит слишком много воздуха, что может привести к коликам. Этот гаджет планируют продавать всего за 100 долларов.

“Кольцо всевластия”

Гаджет в виде кольца со скромным называнием Ring позволяет управлять любой техникой, которая подключена к домашнему хабу. Нарисовав в воздухе ноту, включишь музыку, взмахнув, включаешь телевизор, а если к хабу можно подключить чайник, то таким же образом готовишь и чай. В таком случае, находясь дома, можно буквально махнуть на все рукой.
gavrusheva@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter