Расширение полномочий судебных исполнителей: "беспредел" или решение проблемы?

Клиенты долговой ямы

Не самые добрые вести принесло недавно наше Министерство юстиции для тотальных неплательщиков. Оказывается, теперь судебные исполнители смогут отключать мобильные телефоны и интернет задолжавшим гражданам. А в перспективе для них заготовлена еще более суровая мера давления на совесть: должники могут лишиться возможности получать посылки из иностранных интернет-магазинов. Предложение, на мой взгляд, вполне справедливое – надо же хоть как-то влиять на тех, кто порой   не платит по счетам, что называется, внаглую. Правда, пользователи интернета такую инициативу не поддержали. 



Читаю комментарии под новостной статьей на одном  портале и диву даюсь: складывается ощущение, что все у нас кому-то что-то должны. Почти 90 процентов комментаторов, не стесняясь в выражениях, категорично осудили новые возможности судебных исполнителей. Отключение от мобильной и интернет-связи в конечном итоге назвали «узаконенным беспределом», «пыткой» и «беспомощностью системы». Из всех высказавшихся инициативу Минюста поддержали лишь немногие. Невольно напрашивается вывод: должников следует искать в интернете. И, судя по всему, страх остаться без социальных сетей и виртуальных игрушек очень силен.

Моя близкая подруга одна воспитывает сына. После развода бывший муж, солидный предприниматель, сначала устроился фиктивно на работу с одной из самых низких по стране зарплат, чтобы выплаты по алиментам были минимальными. А затем и вовсе перестал платить. Видимо, личные обиды взяли верх над здравым смыслом и ответственностью перед собственным ребенком. В результате свои «копейки» молодая мама получает с боем раз в несколько месяцев. Стоит ли говорить, что выбитой у «папаши» суммы едва хватает лишь на оплату детского сада.

— Знаешь, очень обидно за сына. Бывший муж не отказывает себе в дорогих «игрушках», недавно машину новую купил, а на ребенка денег у него нет, — жалуется мне Оля. – При этом возбудить уголовное дело за неуплату алиментов могут только в случае, если выплаты не поступали в течение более чем трех месяцев. Но он поступает хитрее: не платит один месяц, потом еще один, потом заплатит символическую сумму и вновь пропадает. Пыталась писать в суд, а оттуда ответы  приходят – мол, бывший супруг не заплатил, потому что… у него не было дохода.

Так что в новых мерах Минюста моя приятельница видит только плюс. Надеется, что подобные меры хоть как-то повлияют на нерадивого родителя. Правда, чуть подумав, уточняет: «А если он телефон на другого человека зарегистрирует, что мне делать?..»

По данным Министерства юстиции, в производстве сейчас находится один миллион дел по неуплате долгов. Вычленить, сколько из этого миллиона должников – физические лица, довольно сложно. Но думается, что больше половины. Речь ведь идет не только об алиментах. Здесь и те, кто не оплатил коммунальные услуги, штрафы в ГАИ, не вернул вовремя кредиты банкам или долги своим друзьям и знакомым. А всего за первые полгода было погашено задолженностей на сумму 1 триллион рублей.

Вдумайтесь в эту цифру. Для кого-то это десять квартир, а для кого-то — возможность кормить семью. Так что лично я не вижу ничего страшного, если нерадивые должники лишатся возможности пользоваться интернетом или не смогут получить купленный в китайском интернет-магазине товар. По-моему, очень логично. Почему у человека нет денег на погашение штрафа или кредита, но есть на онлайн-шопинг или безлимитный серфинг во Всемирной паутине? Помните старый социальный ролик на тему «заплати налоги и живи спокойно»? Примерно  то же самое хочется сказать и неплательщикам: верните долги и спите спокойно!

К слову, ярым противникам подобных методов привлечения к ответственности хочется порекомендовать изучить опыт соседей. Хотя бы России. Там в этом году Госдума приняла закон, позволяющий злостных должников по штрафам и неплательщиков алиментов лишать на время водительских прав.

Ну а напоследок предлагаю вспомнить, как боролись с должниками в древности. Просто так, для сравнения. Например, в Древнем Риме просрочившего долг человека могли заковать в оковы месяца на два в ожидании, что кто-нибудь его выкупит. Если желающих не находилось, кредиторы могли продать заемщика в рабство или вовсе лишить жизни. У горцев Кавказа живым залогом мог быть не только сам должник, но и его родные и близкие. А по древнему чешскому праву кредитор, который лишил жизни своего должника, не нес перед законом никакой ответственности.

  Согласитесь, возможность остаться без сотовой связи – детский лепет по сравнению с перспективой провести пару недель в кандалах или в долговой яме. Правда, обычно те, кому должны деньги, предпочли бы, чтобы применялся  второй вариант. А вы что думаете по этому поводу?

Konoga@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter