Клиента надо сильно любить

О белорусских здравницах

Если вы еще не спланировали отпуск, подумайте об отдыхе в белорусском санатории. Сомневаетесь? Зря. Сегодня наши здравницы не такие, как вчера. О переменах говорят итоги работы Республиканского центра по оздоровлению и санаторно–курортному лечению. Недавно их подводили в Кобринском районе. В детском реабилитационно–оздоровительном центре «Колос».


В прошлом году более 1,3 миллиона человек прошли оздоровление в белорусских здравницах. Причем 130 тысяч — иностранные граждане (в 2005 — всего 5 тысяч). Выручка от реализации путевок превысила 351 миллиард рублей. Мировой кризис сыграл на руку организаторам отдыха в Беларуси: вместо далеких и дорогих курортов многие выбрали наши края.


Плюсы отпуска на берегу тихого озера или речки? Первый — цена. Средняя стоимость путевки в минувшем году — 915 тысяч рублей. Второй — отсутствие языкового барьера. Третий аргумент «за» — масса возможностей для оздоровительных процедур и комфортные условия проживания.


Пример того, какой должна быть детская здравница, — центр «Колос», построенный по программе «Дети Беларуси» шесть лет назад. За одну смену здесь проходят курс оздоровления почти пятьсот мальчишек и девчонок из загрязненных радионуклидами регионов. По качеству оздоровительных процедур и техническому оснащению «Колос» не уступает лучшим республиканским здравницам. Здесь есть массажные кабинеты, ингаляторий, подводный душ, галокамера... В номерах уютно и комфортно. Столовая похожа на ресторан. Не зря «Колос» по итогам работы за прошлый год назван лучшим детским реабилитационно–оздоровительным центром страны. Санаторий «Ружанский» (тоже в Брестской области) стал лучшим детским санаторием. А санаторий «Сосновый Бор» (Минская область) признан лучшей здравницей для взрослых.


В «Сосновом Бору» быть не доводилось. А вот в санаториях Брестской области отдыхала. Скажу, что их спортивную базу по достоинству оценит самый капризный и требовательный отдыхающий. Тренажерные, спортивные залы, площадки для мини–футбола, волейбола, баскетбола и тенниса. Есть бассейны с минеральной водой, бани, сауны, джакузи, кушетки «Нугабест», которые, если верить рекламе, залечивают травмы и выводят токсины. В общем, база что надо. Вот только персонал...


Проблемы с подбором кадров на совещании не замалчивали. Привели такие цифры: в 2008 году было 25 жалоб, в 2009–м — только шесть. Признаться, я могла бы увеличить эту статистику. Однако, планируя отдых, настраиваю себя только на положительные эмоции. Не у всех это получается. Некоторые отдыхающие, в том числе россияне, уезжали недовольные. Персонал к придирчивым клиентам внимателен не всегда...


Спрос, особенно летом, на услуги санаториев огромный. Путевки распродаются влет. Высокий спрос всем хорош для здравниц. Не нужно тратиться на рекламу. Вот только отпускникам порой трудно без нее ориентироваться. Сайты санаториев — тоже редкость. Мало буклетов на иностранных языках. А ведь приезжать к нам могли бы не только россияне, но и соседи из стран Балтии, Украины, Польши.


«Санатории должны сами зарабатывать деньги. Не надо обременять бюджет», — высказал пожелание заместитель председателя Брестского облисполкома Леонид Цуприк, обращаясь к участникам совещания. Похоже, пришло это время. Деньги вложены, и их нужно отрабатывать. Один из вариантов — курсовки. Приехал человек отдыхать в агроусадьбу, а ему: «Не желаете ли пройти курс жемчужных ванн или массажа в близлежащем санатории?» За потенциального клиента нужно бороться. Подсчитано, что отдыхающий, помимо платы за путевку, оставляет в здравнице в среднем 85 тысяч рублей (экскурсии, дополнительные процедуры). Может оставить и больше. Но предложений разнообразить отдых пока немного.


Хорошо, что в санаториях нынче наведен порядок. Хотелось бы того же и в загородных детских лагерях. Но они по–прежнему остаются слабым звеном. Материальная база обветшала. Только Брестская область должна найти в этом году 10 миллиардов рублей, чтобы подготовить лагеря к лету. Есть проблемы и с оздоровлением студентов.


Организаторы отдыха задачу на нынешний год сформулировали так: обеспечить ожидания клиента. И работы у них — непочатый край.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter