Клевое место

В нынешнем году белорусские рыбхозы выйдут на безубыточную работу... На фоне импортной морской рыбешки белорусские карпы и толстолобики сегодня выглядят очень даже выигрышно. Этот факт не преминул отразиться на росте спроса населения на живую рыбу. Продукт в чешуе, пусть даже и заметно подорожавший, белорусы охотно покупают с автомобилей рыбоводческих хозяйств. И в рыбхозах уже сегодня считают, что нынешний год может оказаться для них весьма удачным. Если в прошлом рыбоводам регулярно приходилось подсчитывать убытки, то теперь они выходят на стабильную, пусть и не очень большую, прибыль.

В нынешнем году белорусские рыбхозы выйдут на безубыточную работу

На фоне импортной морской рыбешки белорусские карпы и толстолобики сегодня выглядят очень даже выигрышно. Этот факт не преминул отразиться на росте спроса населения на живую рыбу. Продукт в чешуе, пусть даже и заметно подорожавший, белорусы охотно покупают с автомобилей рыбоводческих хозяйств. И в рыбхозах уже сегодня считают, что нынешний год может оказаться для них весьма удачным. Если в прошлом рыбоводам регулярно приходилось подсчитывать убытки, то теперь они выходят на стабильную, пусть и не очень большую, прибыль.

С мяса — на рыбу

Глядя на ценники на рыбу, начинаешь понимать, что она становится «золотой». Цена на нее за несколько последних месяцев увеличилась вдвое. Неблагоприятная ситуация на валютном рынке негативно отразилась на стоимости ввозимых в страну товаров. И морская рыба не исключение. По данным Белстата, к августу 2011 года эта категория товаров в среднем подорожала на 96,6 %, и немалая доля этого ценового роста принадлежит именно импортной свежемороженой морской рыбе.

Вместе с привозной дорожает и живая рыба местного производства. В рыбоводческих хозяйствах Беларуси рост цен на их продукцию объясняют увеличением затрат на комбикорма и топливо. Именно эти две статьи расходов считаются основными. Специалисты замечают: для того чтобы получить килограммовый привес карпа, необходимо, как минимум, четыре килограмма корма, что при увеличившихся в 2—2,5 раза ценах на него стало недешевым удовольствием. А если прибавить расходы на зарплату, налоги, приобретение малька, то средняя рыночная стоимость продукта в Br 15 450 за килограмм, по которой сегодня идет реализация с автомобилей рыбхозов, кажется вполне обоснованной…

Между тем, как говорят в рыбоводческих хозяйствах, сегодня даже такая немаленькая цена на живую рыбу на фоне подорожавших курятины, говядины и свинины выглядит более выигрышной. В белорусской столице торговля рыбой сегодня идет бойко — к автомобилям даже выстраиваются длинные очереди, о чем еще год назад в рыбхозах и мечтать не могли. «Правда, белорусы предпочитают рыбку не самую крупную, — объясняет особенности спроса главный рыбовод ОАО «Опытный рыбхоз «Селец»» Сергей Михович. — Так называемые элитные сорта карпа — рыба весом свыше 1,2 килограмма — продаются намного хуже». Примерно такая же ситуация наблюдается и в сфере торговли ценными породами рыб — потребитель берет их не очень охотно. «Мы можем продать машину карпа и за это же время всего 4—5 килограммов сазана», — объясняет специалист.

Рыбак у рыбака покупает издалека

Торговать живой рыбой — дело не только хлопотное с точки зрения организации процесса, но еще и затратное. Рыба в аквариумах должна находиться строго отведенное время, не может быть реализована снулая. Так что рыбхозам машину с живой рыбой не просто надо привезти к месту продажи, следует еще и, по возможности, поддерживать жизнь плавающего в баках товара в течение продолжительного времени. Это означает, что примерно две трети груза должна составлять вода, а это лишние расходы перевозчика.

Как отмечают в Минсельхозпроде, 65 % продаваемого в стране продукта с плавниками рыбхозы реализуют самостоятельно, не прибегая к помощи розничной торговли. Хотя в этом вопросе не без подвижек. Еще несколько лет назад магазины наотрез отказывались принимать на реализацию живую рыбу, объясняя невысоким спросом на нее, мол, далеко не каждая хозяйка пожелает самостоятельно разделывать карпов и толстолобиков на своей кухне. Но сегодня ситуация изменилась. В точках розничных продаж установлено около 700 аквариумов, которые продавцы стараются держать наполненными. «Конечно, спрос со стороны торговли вырос не сильно, зачастую розница требует от нас подвозить им в магазин 10—15 килограммов живой рыбы раз в неделю, что нам не очень выгодно — машину ведь все равно гонять приходится. Но в этом смысле очень серьезные шаги навстречу делают крупные гипермаркеты. В них, как правило, установлен не один, а сразу несколько аквариумов, и, понятное дело, продавцы стремятся заполнить их не одним только карпом, но и другими сортами рыбы — форелью, стерлядью, осетром. Это нам уже интересно», — рассказывает замдиректора по реализации и сбыту ОАО «Опытный рыбхоз «Селец»» Сергей Стельмашук.

Отечественные рыбоводы констатируют увеличение спроса на свою продукцию не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. В ее приобретении заинтересованы наши ближайшие соседи, в первую очередь Прибалтика и Россия. Нашу рыбу с немалым удовольствием закупают не только в Москве и Подмосковье, но даже в Поволжье — регионе, где своя рыбоводческая отрасль развита неплохо. Правда, как говорят производители, в большинстве своем отраслевой экспорт направляется не в розничные сети. Восточные соседи предпочитают закупать мальков, элитного и отборного карпа и толстолобика, а также ценные сорта рыбы для зарыбления водоемов. На территории России все большую популярность набирают услуги платного лова, и белорусская рыбка все чаще отправляется в российские пруды, чтобы радовать местных рыбаков.

Больше вылавливать — больше и перерабатывать

Как оценивает замдиректора Департамента по мелиорации и водному хозяйству Минсельхозпрода Анатолий Мороз, в год белорусы съедают 180 тыс. тонн рыбы. При этом мы вписываемся в нижнюю границу строгих требований медиков. В частности, специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) считают, что человек должен потреблять 18—24 килограмма рыбы в год, только тогда он может рассчитывать на то, что будет здоров. «Белорусские рыбоводческие предприятия, подчиняющиеся департаменту, закрывают порядка 15 % потребностей рынка. Еще примерно 8,5 — 9 тыс. тонн в год поднимают на удочках рыболовы-любители, а таковых в Беларуси немало — примерно каждый десятый», — оценивает Анатолий Мороз.

В Минсельхозпроде сегодня придерживаются точки зрения, что рыбоводческим хозяйствам следует уделять внимание не только увеличению объемов производства товарной рыбы, но и углубленной ее переработке. «В большинстве стран мира основная задача рыбоводов сводится к тому, чтобы вырастить продукцию, а дальнейшей ее реализацией должна заниматься торговля. Но мы понимаем все сложности розницы, да и тот факт, что иметь высокую добавленную стоимость рыбы можно, когда реализуешь переработанную продукцию, а не живую, тоже для нас очевиден», — поясняет Анатолий Мороз. В настоящее время в рыбоводных организациях Минсельхозпрода уже работают 6 цехов по переработке пресноводной рыбы, в ближайшей перспективе планируется ввод в эксплуатацию еще двух.

Рассказывая о перспективах рыбоводческой отрасли, представители Минсельхозпрода ссылаются на Государственную программу на 2011—2015 годы. Особое внимание в ней уделено не только углубленной переработке сырья, но и разведению в Беларуси ценных видов промысловых рыб — лососевых, осетровых и сомовых. Сегодня около 80 % общего объема производства в рыбоводных  хозяйствах  страны составляет карп. А вот пестрый толстолобик, карась, щука, сом, осетр, белый амур пока выращиваются в небольших объемах. Предполагается, что их производство через пять лет вырастет более чем в 20 раз — до 2,5 тыс. тонн в год. Вместе с этим, как ожидается, рыбный импорт будет сокращаться на 7,9 тыс. тонн ежегодно.

На снимке: в цехе сортировки ОАО «Опытный рыбхоз «Селец».

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter