Клева не будет!

Сегодня браконьер хорошо подумает, прежде чем взять в руки ружье или сеть
Сегодня браконьер хорошо подумает, прежде чем взять в руки ружье или сеть

Замаскированный в камышах Черницкого водохранилища «Фольксваген» в сумерках почти не виден. Человек в камуфляже и резиновых сапогах возле машины и вовсе неразличим. Однако у заместителя начальника Минской областной инспекции охраны животного и растительного мира (подразделение госинспекции при Президенте) Александра Вишнякова глаз на нарушителей наметан.

— Здравствуйте, госинспекция! — представляется Александр Николаевич, старший рейдовой группы инспекции.

— Показалось, «уазик» знакомый на обочине, вот и остановился, — неуверенно оправдывается водитель.

— Покажите, пожалуйста, что у вас в багажнике и салоне?

Машина вблизи водоема для госинспекторов — всегда сигнал тревоги. А вдруг браконьеры?

Строго по закону

Водитель с явной неохотой открывает двери машины и тут же срывается на крик:

— Да говорю же, остановился на минутку!

Через секунду госинспектор Валентин Куракевич замечает под передним пассажирским сиденьем уловистую сеть. Рядом — рыбацкая амуниция. В пяти шагах от автомобиля — водная гладь. Цель парковки очевидна. Но владелец «Фольксвагена» продолжает упорствовать: дескать, и в мыслях ничего дурного не держал.

— Рыбак, а игнорируете правила рыболовства, — «рыбацкий закон» Александр Николаевич знает как свои пять пальцев. — Находиться в рыболовных угодьях (в километре от воды. — Т.Щ.) с незаконным орудием лова запрещено. Штраф — от 5 до 20 базовых.

Наказание за незначительное, на первый взгляд, нарушение — немягкое. Но на то есть свои веские причины. Инспектора в присутствии хозяина измеряют сеть — 30 метров в длину.

— За сутки в такое приспособление может набраться не менее 20 килограммов рыбы. Сегодня мы предупредили мелкое нарушение, чтобы не допустить крупного.

Рейдовая группа продолжает маршрут. В первые годы после создания инспекции за один рейд составлялись десятки протоколов, сегодня — значительно меньше. Ситуация изменилась. Нарушитель знает: леса и водоемы — под охраной. Если кто и решается обойти закон, то делает это тайком. И защитникам природы приходится сильно потрудиться, чтобы напасть на след браконьеров и разгадать их хитрости.

— К разным прибегают уловкам, — за годы работы в инспекции Александр Вишняков в совершенстве изучил повадки нарушителей. — Нынче нарушитель сам в руки не идет. Приходится выслеживать, сидеть в засадах, совершать многокилометровые марш–броски.

Выстрел в сердце

Хотя браконьеры поутихли, служба охраны флоры и фауны не дремлет. Ежемесячно фиксируются десятки нарушений. В каждом конкретном случае подсчитывается ущерб. Например, выловил до 40 лещей или 200 карасей — административная ответственность, свыше — уже уголовная.

Одна из главных задач инспекции — охрана собственности рыбхозов. На рыбхозовских прудах рыбачить нельзя вовсе. Однако охотники поживиться на дармовщинку находятся. Еще бы: осенью водоемы хозяйств кишат карпами и лещами всех калибров. Тут и сети не нужно. За 2 часа удочкой наловишь 10 килограммов. Однако занятие это, скажем прямо, не безобидное. Государственная инспекция начеку: может нагрянуть в любой момент. Недели две назад в ОАО «Рыбхоз «Волма» подчиненные Александра Вишнякова составили около 20 протоколов. Направляемся туда вновь, чтобы проверить, возымела ли профилактическая мера действие.

Дожидаемся, пока стемнеет, и в дорогу — объездными путями по знакомым кочкам на УАЗе-вездеходе. На прудах тихо, лишь слышны легкие всплески — резвятся жирные караси. Значит, сутки напролет инспектора прочесывали район не зря. В округе уже знают: территория под контролем...

Нагнать браконьера — не самая трудная задача. Труднее уцелеть, схватившись с ним один на один. Историю, которая произошла в свое время в Столбцовском районе, всегда рассказывают молодым инспекторам. Поступила информация о том, что на одном из полей, на котором любят лакомиться свеклой дикие кабаны, промышляют браконьеры. Трое суток в засаде дежурили минские инспектора. На четвертые их сменили столбцовские коллеги. Поздним вечером госинспектор Николай Гурин засек человека с ружьем. Нарушитель, заметив преследование, выстрелил и попал. В сердце. Другие сотрудники, находившиеся на противоположном конце поля, увидели, как взметнулся вверх луч лампы–фары. По тревожному сигналу поняли: стряслась беда. Но пока добежали до места происшествия, было уже поздно. Убийце Николая в суматохе удалось скрыться. Однако его задержали через несколько дней. Был суд, который вынес приговор: 18 лет строгого режима.

Без оружия (автоматов Калашникова со складывающимися прикладами и пистолетов ТТ) ни одна группа в рейд не выезжает. Мера предосторожности сверхнеобходимая. Ведь иногда силы тех, кто защищает природу, и тех, кто ее губит, бывают неравны.

Сэкономил — остался в убытке

...Если рыбаком может быть каждый, кто выучит правила рыболовства, с охотой все гораздо сложнее. Чтобы взять в руки ружье в лесу, требуется иметь соответствующие разрешения. Петляя по тропкам Узлянской охотдачи, примечаем бородатого мужика с двустволкой и спущенными с поводка гончими.

— Здравствуйте, госинспекция! Предъявите, пожалуйста, документы на право охоты!

Хозяин двустволки протягивает Александру Вишнякову ворох бумаг.

— Так, так... Удостоверение на право охоты, карточка учета нарушений и уплаты госпошлины, разрешение на право хранения и ношения оружия в порядке. А где же охотничья путевка (разрешение на добычу дикого зверя. — Т.Щ.)?

— Хотел сэкономить...

— А получится наоборот: понесете убытки.

Путевка — не формальная бумажка. Каждое охотничье хозяйство устанавливает свой лимит добычи — чтобы зайцы да бобры не перевелись. В разрешении не только указывается вид животного, но и вводятся ограничения по его возрасту и полу.

— Охотник обязан ясно видеть цель, — знакомит с некоторыми правилами старший группы. — И уметь отличить самца от самки, годовалое животное от взрослого. Есть приметы, которые должен знать каждый уважающий себя стрелок. Иначе нечего и заходить в лес.

Сотрудники госинспекции дежурят в лесах, на водоемах и днем и ночью, оставляя браконьеров без шанса на добычу. Кроме того, суммы штрафов за незаконную рыбную ловлю и охоту значительно превышают условную стоимость зайца или щуки. Стоит ли нечестная игра свеч?

Фото Виталия ГИЛЯ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter