Что решит малый бизнес: работать по схеме развитых стран или же пытаться держаться за прошлое?

Клетчатый баул — это вчерашний день

Фото Артура ПРУПАСА
В дискуссии между органами власти и индивидуальными предпринимателями был сломан, наверное, целый лес копий. Сейчас настал тот момент, когда все аргументы сторонами высказаны и решение остается только за малым бизнесом — начать работать по тем же схемам, по которым работают их коллеги из развитых стран, либо же упорно пытаться держаться за прошлое. Чтобы еще раз разложить все проблемы по полочкам, мы поговорили с заместителем министра экономики Ириной Костевич (на снимке).

— Ирина Анатольевна, понятно, что проблема существует: с документами возить товары наши предприниматели или не хотят, или не могут. А почему бы не пойти им навстречу и не вернуться к старым нормам?

— Понимаете, принятие Указа № 222 позволяет достичь четырех важных целей. Во-первых, перекрыть поток контрафактной продукции легкой промышленности, которая создает неконкурентные условия для отечественных товаров и нормального легального импорта. Во-вторых, добиться полной прозрачности бизнеса в этой сфере. В-третьих, создать равные условия для всех его субъектов — как индивидуальных предпринимателей, так и юридических лиц. В-четвертых, добиться безопасности и качественного сервиса для покупателей. Можем ли мы сегодня отказаться от достижения хотя бы одной из этих целей? Нет. Поэтому и Указ № 222 отменен не будет.

Я думаю, проблема контрафакта и безопасности продукции не требует отдельного обсуждения. Но в том, что касается развития торговли и создания равных условий, давайте вспомним недавнюю историю. Были времена, когда ИП помогали обеспечить людей одеждой и обувью, пусть качеством похуже, зато подешевле. Но потом наша покупательная способность возросла, а «палаточный» сервис вчерашнего дня — остался. И это закономерно, потому что палатка с товаром без документов была выгоднее. Развиваться некуда и незачем. Поэтому фразочки типа «становитесь на картонку и меряйте джинсы, а я вас занавеской от чужих взглядов прикрою» означают не только неудобства для покупателя, но и тупик для бизнеса.

Для того чтобы бизнес «вышел из палатки», в стране был принят целый комплекс мер. Это и президентская Директива № 4, и Декрет № 6. В этом ряду стоит и Указ         № 222. И хочу отметить, что переход на новые рельсы резким отнюдь не был. На распродажу остатков товаров, ввезенных без документов, было дано полтора года. В момент принятия указа 40 тысяч ИП зарегистрировали эти остатки. В декабре 2015 года НДС по ним уплатили 12 тысяч человек. Получается, двадцать с лишним тысяч индивидуальных предпринимателей еще до 1 января все посчитали и перешли на новый уровень работы. В их отношении Указ № 222 достиг своей цели. 

Кроме того, в качестве компенсации за потерю былой выгоды благодаря Указу № 222 ИП получили возможность нанимать работников. И мы видим тенденцию: если в начале 2013 года у ИП работало 19 тысяч наемных работников, то в октябре 2015-го уже 39 тысяч. 

Бизнес — это ведь всегда движение, идеи. К этому не все имеют склонность. То, что в начале 1990-х зачастую называли «бизнесом», когда торговали и академики, и инженеры, — это просто конъюнктура. И, к счастью для всех нас, она изменилась бесповоротно.

— Давайте поговорим про этот новый уровень. Вот ИП решили возить товар с чеками и накладными, но их партнеры в России, похоже, не спешат подключаться к этому тренду. Или, как рассказывают наши ИП, предлагают поддельные документы «специально для белорусов». Как быть? 

— Что касается поддельных документов — ответ очевиден. Если покупаешь заведомо поддельный документ, становишься соучастником противоправной деятельности. В нашем КоАП за это предусмотрена административная ответственность до 50 базовых величин с или без конфискации товара. Это, что касается подделок. А суть проблемы в следующем. Наши ИП, как правило, покупают товары у таких же розничных торговцев, как и они сами, которые им в лучшем случае могут дать только товарный чек. Все необходимые для работы по новым правилам документы есть у российских оптовиков, но не все из них хотят работать с нашими ИП, потому что объемы продажи маленькие. На поиск добросовестных контрагентов, собственно говоря, и были даны 1,5 года «отсрочки».

Есть еще вариант работы с белорусскими оптовиками: в стране созданы 34 оптовые базы, 57 магазинов-складов. Есть два десятка организаций-импортеров, которые могут прийти на помощь. Например, ООО «ВнешЭкономСервис» предлагает индивидуальным предпринимателям организовать прозрачные товарные потоки из Польши, Турции, Китая и других стран и готово взять на себя процедуры подтверждения соответствия техрегламентам. Предприятия легпрома тоже заявляют о готовности сотрудничать. Та же фабрика «Элема» предлагает ИП доставку, скидки, торговое оборудование и даже пошив мелких партий под заказ на давальческом сырье. Так что варианты решения проблемы есть.


— Раз вы уже упомянули технические регламенты на продукцию легкой промышленности, давайте затронем и вопрос штрафов за их нарушение. Мало того, что сертификация — сама по себе недешевое удовольствие, так еще и за любую ошибку ИП грозят какие-то астрономические штрафы…

— Вы знаете, что техрегламент ЕАЭС не один? Их 35, и они касаются самых разных товаров: от детских игрушек до автомобилей. И чаще всего соответствие продукции требованиям одного из техрегламентов подтверждается не путем сертификации, а путем декларирования соответствия установленным требованиям. Разница следующая: сертификация предусматривает испытания в лаборатории, а декларирование — это доказательство соответствия на основании документов об уже проведенных испытаниях и уже имеющихся сертификатах. В любом случае процедуры подтверждения, объективно, — не самые простые. Поэтому Госстандарт ведет с ИП разъяснительную работу. Принято постановление Совмина о переходе на электронное декларирование. Будет дальнейшее совершенствование этого направления. А если все же нет желания заниматься этими вещами, сложно разобраться — надо менять схему бизнеса. И искать тех оптовиков, кто торгует товаром, по которому все процедуры уже пройдены.

А вопрос штрафов, вы правы, актуален. Их размер за нарушения слишком высок. Поэтому Госстандарт сейчас ведет работу по подготовке нормативного акта, который позволит снизить эти штрафы в разы. 

— Так это когда еще будет! А штраф схлопотать можно уже сейчас...

— А сейчас Госстандарт заявляет о том, что проверять ИП в первом полугодии не планировал.

— Я читал совместный пресс-релиз Минэкономики и Госстандарта. Да, там сказано, что проводить проверки «не планируется», но тут же подчеркивается, что это решение отнюдь не является мораторием…

— Не совсем так. Про Госстандарт сказано однозначно — «областные инспекции Госстандарта не планировали на первое полугодие 2016 года проверок ИП». А МНС подчеркивает, что массовые проверки по Указу № 222 ими не планируются. 

— Еще одна проблема, на скорейшем решении которой настаивает бизнес, — обязательная установка платежных терминалов. В банках сейчас заторы, все хотят их поставить, и технические специалисты просто не успевают обслужить все заявки. 

— Надо понимать, что расширение безналичных расчетов — это неотменяемый тренд. МНС в декабре на сайте проводил опрос граждан: 81% был за то, чтобы терминалы в торговых объектах стояли. Получается, что, с точки зрения покупателя — это удобно, с позиции МНС — это прозрачно, с точки зрения Нацбанка — это сокращение затрат на обслуживание наличной денежной массы (а это, кстати, весьма существенные затраты). А вот предприниматели считают, что это проблема. Кстати, никакой внезапности наступления обязанности иметь терминал не было. Мне понравился термин, который использовал коллега из Нацбанка, характеризуя эту ситуацию. Он назвал это ультиматизмом — то есть желанием все делать в последний момент. Постановление Правительства и Нацбанка № 924/16 вышло еще в 2011 году. Поставить терминалы ИП должны были с 1 июля 2015 года. Традиционно просили перенести срок. Перенесли. Как вы думаете, основное количество договоров с банками было заключено в июле — августе или в ноябре — декабре? Вот уж воистину ультиматизм.

— Ирина Анатольевна, предприниматели в последнее время утверждают, что власть от них дистанцируется. Не слышит, не зовет, не советуется — игнорирует. Так ли это?

— Нет, не так. Согласно нормам Директивы № 4 республиканские органы госуправления должны были создать общественно-консультативные или экспертные советы, в которые входят представители предпринимательских ассоциаций. Создали по всей стране более 30 таких советов. Притом что продолжают работать другие совещательные органы, рабочие группы, например, которые были созданы еще до Директивы. Их тоже около 30. В прошлом году такие органы собирались 160 раз, в основном по вопросам совершенствования законодательства. Так что бизнес-союзы напрямую в этом процессе участвуют. Это не говоря о других формах диалога — различных круглых столах, конференциях…

Я понимаю подтекст вашего вопроса. На форумах пишут, что во всех этих диалоговых и экспертных площадках участвуют «не те союзы и не те предприниматели». Но это неправда. Показателен последний общественно-консультативный совет в Минэкономики, который проходил 4 декабря прошлого года в расширенном составе. Участвовало около 60 человек, и поскольку разговор шел о проблемах ИП, помимо лидеров бизнес-союзов были там и, если можно так выразиться, рядовые ИП — представители рынков и торговых центров. 

Кроме того, при ОКС Минэкономики создана рабочая группа по вопросам деятельности ИП. С участием индивидуальных предпринимателей — представителей советов рынков и бизнес-союзов. Первое заседание, которое прошло 8 февраля, было посвящено проблемам соблюдения требования по сертификации продукции. Также в ближайшее время мы планируем рассмотреть вопросы осуществления расчетов с использованием платежных терминалов. И пока не будут решены все вопросы, встречаться придется часто.

benko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter