Кленовые обереги

В народной культуре славян клен являлся одним из самых значительных и могущественных деревьев: его почитали, охраняли, приписывали ему целительную силу. Считалось, что клен приносит счастье, — наши предки называли его «добрым», «святым» деревом и охотно высаживали возле своих домов.
В свадебных песнях кленовый лист соответствует образу отца невесты. Клен и липа символизировали брачную пару, опадание листьев с клена предвещало скорую разлуку молодых.
Ветки клена использовались во многих праздниках календарного цикла: на Троицу, Зеленые Святки, в день Ивана Купалы. В Белорусском и Украинском Полесье существовал обычай на Троицу ставить один или три клена у дверей или окон. Суббота перед Троицей называлась «клён», «кленовая суббота». Крестьяне верили, что души умерших родственников в это время посещают живых, а затем прячутся в ветвях клена.
В обряде украшения дома на Троицу на Средней Припяти, в междуречьях Горыни и Уборти, Нижней Десны и Днепра предпочтение отдавали только клену, в некоторых местах он сочетался с липой и березой.
Освященными ветками клена украшали церкви, избы, их втыкали по углам дома, клали под окна, кровать, стол, стелили на пол, вешали на ворота, заборы, колодцы. В Украине в ночь на Ивана Купалу молодые деревца клена втыкали рядами перед воротами и дверями, чтобы преградить вход ведьмам и колдунам.
Украшавшая дом листва клена продолжала служить людям и после праздников: ее подстилали под скирды хлебов и стога сена, чтобы защитить от мышей, краж и потрав. Веткам клена приписывалась магическая сила охранять человека и его пространство от всего злого — нередко их ставили в садах и на полях в качестве защиты от молнии и града.
Чтобы отпугнуть злые силы, поляки закапывали плоды клена под порогом дома, а его зеленую веточку вешали над кроватью — «чтобы змора не задушила». Использовались кленовые обереги и для того, чтобы защитить «от порчи» ульи, рыбацкие лодки.
При первом весеннем выгоне скота в поле западные славяне клали ветки клена на пороге хлева, чтобы животные, переступив через них, получили возможность противостоять порче и сглазу. Венки из кленовых веток надевали на рога коровам.
Для борьбы с нечистой силой использовалась и древесина клена. Кашубские пастухи делали из нее музыкальный инструмент базун, на котором играли в канун Нового года для устрашения колдунов.
Ветки клена применялись и в аграрной магии — при выращивании льна. Чтобы лен был высоким, белорусские крестьяне втыкали их в пашню, приговаривая: «Господи, дай нам лен как дерево клен».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter