Кластеры помогут развивать внутренний туризм

Этим летом многие белорусы вынужденно проводят отпуск дома. Какие шаги должен предпринять турбизнес, чтобы удовлетворить спрос на внутренний туризм? Председатель Республиканского союза туристической индустрии Филипп Гулый считает, что нужно переориентироваться. Причем участвовать в этом должны инфраструктура, объекты размещения и развлечения. Кроме того, жизненно необходимы кластеры и вовлечение местного населения.

Фото: Денис Троцюк

– Белорусы должны получить за адекватные деньги сервис, который они ожидают встретить в стране, – считает эксперт. – Повышение квалификации персонала, переобучение, создание комфортных условий – это самое главное.

В качестве примера он привел популярный вид отдыха – походы на байдарках. Это народный вид спорта, он распространен, к примеру, в Польше и Чехии. Но для его развития нужны оборудованные стоянки, пляжи, возможность забронировать их заранее. Местные жители должны быть интегрированы в этот процесс, к примеру, предоставлять дрова и другие услуги. А еще лодки, которые пока в основном импортные, можно делать и у себя в стране. Коронавирус обнажил, что нужно чинить, переделывать и развивать в дальнейшем.

Готовы ли белорусы платить за стоянку для палатки деньги? Филипп Гулый уверен, что спрос на эти услуги пока не осознан, но есть. Он привел в пример реку Бобр, где в выходные всего пять групп заняли все удобные места для палаточных лагерей и причала байдарок. А их могло бы быть 25 при наличии условий.

Для развития внутреннего туризма также жизненно необходимы кластеры. Можно обратить внимание на опыт восточных соседей: с прошлого года там проводят ранжирование территорий и создают кластерные системы на их базе. Не везде туризм возможен, поэтому такое разделение необходимо.

– Туризм можно ассоциативно сравнить с промышленной ловлей рыбы, – пояснил Филипп Гулый. – Туристические потоки похожи на косяки рыбы в океане. Нужно понимать природу их движения и иметь хорошее оборудование, чтобы их «достать» на благо своей инфраструктуры.

Помимо гостиниц или агроусадеб частью кластера могут стать предприятия АПК или лесного хозяйства. Речь прежде всего о спросе на экопродукты, который высок у жителей крупных городов. Кроме того, в кластере нужны, к примеру, и работники местных краеведческих музеев, турфирм – в качестве экскурсоводов или аниматоров. Есть спрос на лекарственные травы, фиточаи. Каждый кластер должен создаваться под конкретный турпоток.

В качестве положительного примера Филипп Гулый привел недавно созданный санаторий в Глубокском районе. Благодаря ему созданы рабочие места, в том числе по организации трансферов. Недалеко находится туристический комплекс «Аптекарский сад», куда возят экскурсии. Местный лесхоз может продавать ягоды и грибы. В перспективе, по мнению специалиста, можно организовать яркую анимационную программу. И с участием местных! К примеру, научить туристов вязать веники по-витебски и попариться в бане или создать однодневный экологический тур.

Успешно действуют в стране и туристические кластеры агроусадеб «Муховэцька кумора» и «Воложинский гостинец». Подобные объединения также существуют на Нарочи и в Браславе. Сейчас на Могилевщине развивается это направление у Чигиринского водохранилища. Есть спрос на такой кластер на Немане – от Узды до Клецка. Под Минском действует несколько объектов, частично интегрированных в экскурсионные программы по Беларуси. Перспективно добавить в этот «венок» продукцию от местных фермеров, а также травы от сельчан.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter