Зачем экономике Беларуси нужны кластеры и кому это выгодно

Кластер вам в помощь

Что такое кластер? Для одних это модный термин, который, на первый взгляд, не несет вообще никаких материальных профитов
Что такое кластер? Для одних это модный термин, который, на первый взгляд, не несет вообще никаких материальных профитов. Другие называют группы взаимосвязанных компаний и организаций, собранные на определенной территории, не иначе, как завтрашним днем нашей экономики.

Пока что главная проблема заключается в том, что чиновники на местах и в министерствах, а вместе с ними и бизнес, и госпредприятия не могут ответить на простые вопросы: зачем нам вообще нужны кластеры и кому это выгодно? Между тем примеров успешной работы кластеров полно. В основном все они в развитых и развивающихся странах. Кому, например, не известны Силиконовая долина или «фабрика грез» в Голливуде? Белорусский Парк высоких технологий (ПВТ) также демонстрирует успешный опыт реализации кластерной модели. Когда, условно говоря, конкуренты объединяют усилия, цели и задачи и решают совместные проблемы, повышая конкурентоспособность и своей продукции, и соседской. Правда, кроме айтишников, других серьезных проектов как-то сразу на ум и не приходит.

На прошедшем в Минэкономики семинаре-совещании по вопросам поддержки кластерного развития было поистине жарко. Представители областных властей чуть ли не с порога убежденно заявили: у нас в регионах никаких кластеров нет. Представители министерства в ответ поинтересовались, откуда такая уверенность? Мол, а вы искали? Фактически Минэкономики устроило ликбез для региональных руководителей, чтобы в процессе обучения и обмена мнениями у тех, кто по своему функционалу способен и должен содействовать кластерному развитию, сформировался новый взгляд на мир, в том числе на собственный регион.

В презентации для участников семинара начальник управления науки и инновационной политики Минэкономики Дмитрий Крупский несколько раз обратил внимание на такой момент: объединяясь в кластеры, компании не должны рассчитывать ни на какие льготы и преференции со стороны государства.

— Сегодня кластеры многими воспринимаются как какая-то новомодная штучка, но мы всячески будем пропагандировать выгодность таких объединений, которые серьезно повышают конкурентоспособность национальной экономики, — обозначил Крупский.

О проблемах в регионах, там, где, в общем-то, и должны создаваться кластеры, рассказали представители облисполкомов. Начальник отдела комитета экономики Витебского облисполкома Светлана Медведская основную сложность видит в том, что малый и средний бизнес не чувствует никаких потенциальных выгод для себя от такого объединения:

— Предложите частникам льготы, хотя бы налоговые, и от желающих отбоя не будет, — уверена она.

А зампредседателя комитета экономики Могилевского облисполкома Виктор Красовский приводит такой пример:

— Еще пять лет назад мы собирали в области предпринимателей и директоров крупных предприятий с предложением подумать и попытаться создать кластеры. И вы знаете, все были «за». Но на деле все упирается в разного рода проблемы: интересы вышестоящих организаций, квоты, получение валюты — вопросов масса. Мы думали, что сможем создать «химический» кластер — 10 крупных предприятий готовы были объединиться, но препон оказалось гораздо больше, они и тормозят все движение. У нас без прямой поддержки государства кластеры не сформируются никогда.

Вместе с тем в Минэкономики признают: свести государственный и частный сектор в производственные объединения вряд ли получится. Кластеры — это принципиально иная структура, нежели, к примеру, холдинги. Здесь все должно базироваться на доверии и добровольном участии. Правда, стоит смотреть правде в глаза: пока на всех уровнях не поймут важность таких объединений, пользы не будет. Директор бизнес-инкубатора ЗАО «МАП ЗАО» Сергей Найдович рассказывает о кластерных экспериментах, которые проводят заинтересованные компании. Так, есть «Вечные дороги»:

12 компаний объединились и разработали проект, который предполагает производство дорожного покрытия, эксплуатационный срок которого минимум 25 лет. Ответ на вопрос, что лучше: сделать одну нормальную дорогу или каждый год ремонтировать старую, вроде бы очевиден. Но гарантий, что ответственные органы предпочтут иметь дело с кластером, не имея даже представлений, что это такое, нет. Получается почти по Оруэллу: «Все равны, но некоторые равнее».

Правда, в Минэкономики надежды заинтересовать малый и средний бизнес перспективами объединения в кластеры не теряют. Этому могут поспособствовать и готовящиеся нормативные документы, в частности подготовленный проект Указа «О некоторых вопросах формирования и государственной поддержки инновационно-промышленных кластеров». Заработают ли у нас, по западному образцу, такие объединения, покажет время. Для начала всем заинтересованным лицам нужно прийти к единому пониманию. А его пока нет.

Полина КОНОГА

konoga@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter