Классы для будущих мастеров

Ежегодно в августе в Москве, в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П.И.Чайковского, проходят мастер-классы «Союзное государство – молодым талантам ХХI века». Это один из проектов Постоянного Комитета Союзного государства.

Ежегодно в августе в Москве, в Центральной музыкальной школе при Московской консерватории им. П.И.Чайковского, проходят мастер-классы «Союзное государство – молодым талантам ХХI века». Это один из проектов Постоянного Комитета Союзного государства.

В этом году в мастер-классах участвовали юные музыканты и живописцы, которые учатся в специализированных школах России и Беларуси. Это были ребята в возрасте от 10 до 18 лет – из Казани, Калуги, Перми, Тольятти, Минска и других регионов Союзного государства. С юными музыкантами занимались преподаватели Центральной детской музыкальной школы и Московской консерватории, заслуженные артисты РФ и лауреаты международных конкурсов.  Мастер-классы по живописи, рисунку и композиции провел  народный художник РФ, академик, профессор  Московского промышленно-художественного университета им. С.Строганова Валерий Малолетков. Занятия начались 17 августа, в день торжественного открытия мастер-классов, где участников приветствовали педагоги и представители Постоянного Комитета Союзного государства.
По итогам мастер-классов  прошли отчетные концерты в ЦМШ, была организована художественная выставка.
Обширной была культурная программа для ребят. Они побывали в Музее музыкальной культуры им. М.И.Глинки, где увидели редчайшие инструменты, в художественных музеях Москвы. Мероприятие было организовано Международным центром фестивалей (РФ) и Белорусским университетом культуры и искусств (Беларусь) – за счет средств Постоянного Комитета Союзного государства, заказчиками выступили Минкульты РФ и Республики Беларусь.
Отметим, что у этого начинания Постоянного Комитета Союзного государства уже есть колоссальный результат – из мастер-класссов возник Белорусско-российский юношеский симфонический оркестр. В конце апреля музыканты побывали на  гастролях в Германии и Беларуси. Мы спросили дирижера оркестра, директора Центральной музыкальной школы при Консерватории, доктора искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля искусств России А.Н. Якупова, как возник оркестр.
– Политики, обсуждая идею объединения двух государств, просчитывают сотни параметров – как отнесутся к этому друзья на Западе-Востоке, во сколько обойдется объединение, кто проиграет-выиграет, считают властные полномочия, и это естественно, – сказал Александр Николаевич. – У музыкантов же, и вообще у людей, интеграционные процессы происходят гораздо быстрее. У  русских, как и у белорусов, одни вожди – Иоганн Себастьян Бах и Петр Ильич Чайковский. Кроме того, у нас единая основа исполнительского искусства – учились у одних учителей. Ну и все мы прекрасно осознаем, что музыканты – это община, и поэтому предпочитаем объединяться, независимо от того, где живем – на Украине, в Беларуси или России. Народ тоже имеет общинное мышление, и вот осознание того, что все мы являемся лишь частичкой планеты Земля, и помогает нам быстрее объединяться. И как знать, возможно, наш пример позволит и политикам быстрее пойти навстречу друг другу.
Напомню, что наш оркестр возник в результате акций, которые проводились под эгидой Союзного государства. Музыканты России и Беларуси собирались в Москве начиная с 2006 года. Не только музицировали, но и обменивались культурными программами. За мастер-классы мы безмерно благодарны белорусскому и российскому правительствам и прежде всего, конечно, Постоянному Комитету Союзного государства. Именно тогда возникла идея создать свой оркестр и ко мне обратились с просьбой возглавить его. Как дирижеру мне, конечно, было интересно пообщаться с музыкантами. Потому что оркестр создавался на базе двух музыкальных школ – нашей и Музыкального колледжа-лицея при Минской консерватории.
Мы сделали первую программу, и она имела оглушительный успех. Об оркестре заговорили в Беларуси и в Москве, всех пленило творчество молодых. Представьте, перед вами сидят 15–16-летние ребята, а играют как профессионалы. Пробные концерты состоялись у нас на рубеже 2007–2008 годов, а наш дебют был на Дне единения.
Поскольку оркестр находится на территории двух государств, партии пересылаем по электронной почте. Мы в Минск – российские сочинения, белорусы – нам соответственно свои. Каждый оркестрант у себя дома разучивает свою партию и сдает ее руководителю. При разучивании партий музыканты выполняют единые требования к штрихам, динамике, темпу, я свою половину оркестра собираю на репетиции раз 50 в году. А сводные репетиции проводим в Москве, перед концертом. В этом году мы тоже выступали 2 апреля на Дне единения.
Мы играем классические сочинения XVIII–XIX веков – Моцарт, Чайковский, Глинка, сочинения разных эпох. В этом году впервые играем современных российских и белорусских авторов. В прошлом ноябре сыграли огромную симфонию Романа Леденёва «Русь зеленая и белоснежная» – среди современных русских композиторов фигура, конечно, знаковая. А в апреле исполнили 29-ю симфонию московского композитора Мераба Гагнидзе – это помимо того, что играем сочинения современного белорусского классика Евгения Глебова. Исполнение музыки современных композиторов для нас своего рода познание нового мышления эпохи XX–XXI веков.
Хотя всякое деление композиторов весьма условно. Вот скажите, пожалуйста, кто по национальности Михаил Иванович Глинка?! Великий русский композитор – скажут в России. А белорусы считают его «своим» – родился в селе Новоспасском Ельнинского района Смоленской губернии, на самой границе между Россией и Беларусью. А уж фамилия-то совсем не русская! Но зачем говорить об этом, Глинка – основоположник классической славянской музыки, да, он родился там, где русский и белорусский этносы, как сказали бы теперь, интегрируются. Да разве есть в них принципиальные отличия?! Так что мы, конечно, играем Глинку! И Увертюру к опере «Руслан и Людмила», и «Камаринскую», и «Арагонскую хоту»...
– Существует ли понятие «белорусской школы музыки»? В России, мы знаем, есть московская и питерская школы. И правда ли, что после войны поднимать музыкальное искусство белорусам помогали ленинградцы?
– Национальная школа – такое понятие, конечно, есть. Беларусь по сравнению с Россией ближе к Европе, и влияние европейской культуры на культуру этой страны всегда было более мощным. А в нашей педагогике, несмотря на то что западноевропейский репертуар доминирует, всегда была установка на сохранение самобытных черт русской культуры. Посмотрите на Урал и Сибирь – там перемешаны этносы и культуры десятков народов, и это влияет на темперамент музыканта, на выбор репертуара, на музыкальное мышление. А культура народа, аккумулируя многие черты, стили, рождает нечто новое. То же самое у белорусов.
– Представители каких национальностей у вас в оркестре?
– Специфика в том, что в составе оркестра из 90 человек – музыканты самых разных народов: до 35 процентов белорусов, среди них те, кто приехал учиться в нашу школу, до 50 – россиян, в это число входят и украинцы, живущие здесь. Есть ребята из Прибалтики, также много корейцев, китайцев, японцев, есть музыканты из Мексики и Бразилии. Когда я наблюдаю за ними, за их броуновским движением в аудитории, мне нравится, как они быстро устанавливают контакты. Вот в первый день я их представил друг другу, приезжаю на второй день и вижу, как они заходят и начинают целоваться в щечку. Это у них таким шармом считается. Мне уже пора репетицию начинать, а они никак не перестают целоваться. И если раньше я говорил: «Ну, хватит разговаривать!», то сейчас говорю: «Ну, хватит целоваться!..»
– А можно ли как-то повлиять на музыкальные пристрастия молодежи, которая не играет в симфоническом оркестре, а с утра до вечера слушает музыкальную дребедень?
– Видите ли, классическая музыка не может быть доступна 100 процентам населения. Чтобы понимать ее, нужно обладать определенным интеллектом. А ребенка к восприятию классики нужно готовить с детства. Родители, к сожалению, этого не понимают, и всего 6 процентов детей в нашей стране учатся в музыкальных школах. А должны учиться все. На Западе, например, кроме уроков музыки каждая школа имеет свой оркестр, и все дети играют на каких-либо инструментах. Это очень важно, подчеркиваю, каждый ребенок должен владеть каким-либо музыкальным инструментом.
Молодым нужно разъяснять, что искусство может развивать тебя, а может просто доставлять удовольствие. Когда люди слушают эстрадную музыку, они в этот момент ловят кайф – от ритма, грохота инструментов, жестких тембров и получают гормон радости, как от шоколада. Но попробуйте есть его день, второй, третий – золотуху заработаете. А вот слушая классику, никогда не заболеете, да еще интеллектуальное развитие получите.

Геннадий ДАВЫДЬКО,  председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации:

— Проще и  понятнее  говорить о судьбе стран и народов на примере своей собственной судьбы. Я родился в Витебской области, но с 6 до 23 лет жил в России — там учился, служил в армии, работал. Владивосток, Магадан, Оренбург… И почти везде остались друзья, однокурсники, сослуживцы, те, с кем работал в студенческих стройотрядах. И все они — это мои близкие, родные люди, судьба которых мне отнюдь не безразлична. И таких судеб, как моя, тысячи. Да, мы во многом разные — и это хорошо, потому что только разные личности, разные народы могут дополнять и обогащать друг друга. Но судьбы наших народов переплетены настолько тесно, что теснее не бывает — на кровном, семейном уровне. Поэтому мы никогда не будем чужими.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter