Классные перемены

К началу учебного года откроют четыре новые школы. Готовы ли они принять учеников?

К началу учебного года откроют четыре новые школы. Готовы ли они принять учеников?


Скоро 1 сентября, а в праздник принято дарить подарки. Что может быть лучше новой школы? В этом учебном году их откроется четыре - на 2.052 ученика. Не так много, если сравнить с количеством закрытых, малокомплектных, неперспективных СШ, которых почти сотня. Но и немало, ведь за каждой партой будут сидеть потенциальные инженеры, ученые, хирурги... Чтобы посмотреть на стартовую площадку для будущих гениев, мы отправились в минский микрорайон Сухарево. Там среди новостроек недавно появился настоящий дворец. Это средняя школа № 23.


...Новая школа предстала перед нами бурлящим муравейником. В последние дни перед открытием, намеченным на 1 сентября, здесь работает несколько сотен строителей. Помогают родители и педагоги. Одни подметают, вторые моют стекла, третьи красят скамейки и перила.


Вот грузчики на МАЗе привезли зеркала. В них я увидел контрастные отражения: той школы, которая была раньше, и той, которая обязательно появится в будущем. И воспоминания об учебных реалиях пришли сами по себе.


Стандартные городские СШ, возведенные в прошлом веке, некий архитектор придумал строить в форме буквы Н. Не поэтому ли так часто выпускникам приходится говорить "не знаю" и "не умею"? Серая, унылая планировка. Типовой объект. А безликий храм знаний беден и своими выпускниками.


Как выглядит новая сухаревская школа сверху, признаюсь, посмотреть не удалось. Наверное, причудливо - здесь и башенки, и изысканные изгибы фасадов. Чем-то напоминает иероглиф. В школе, кстати, несколько лингафонных кабинетов, в которых дети будут учить иностранные языки. Поставят ноутбуки, закупят другое оборудование... Не чета стареньким магнитофонам, которые лениво жевали кассетную пленку с английской речью. Помните такие? Дело, конечно, не в кабинете и не в магнитофоне вовсе, но у ребят в СШ № 23 сейчас действительно есть все шансы выучить иностранный язык.


Заходим в здание. Встречает директор Оксана Кокарева. У нее охрипший голос и усталые глаза. Тяжелый это труд - открывать новую школу...


Просторный гостиничный холл. По старинке ищу "киоск" с вахтершей и темные отсеки, где никогда не было света - гардеробные. В новой школе гардеробы закрыты за специальными дверями. Они не нарушают общую гармонию пространства.


Чистые классы с уютным дизайном. В каждом кабинете - шкафчики с отсеками, чтобы ребята оставляли там портфели и рюкзаки, а учитель, как бывало раньше, не спотыкался о сумки, которые обычно ставят в проходах между рядами.


А вот и зимний сад.


- Здесь, возможно, будет фонтан, - показывает Оксана Кокарева.


Мне же вспоминается сиротливая клумба у школьных ворот и оборванные до последнего листа ветки березы.


- По периметру территории посадим кустарники, зелени будет очень много, - планирует директор. - Кстати, вы видели наш стадион и площадки с суперсовременным покрытием? Давайте покажу.


Впечатляет. Как шикарный тренажерный зал и два громадных спортзала, в которых можно спокойно проводить соревнования.


Но главное отличие между школой прошлого и будущего - это контраст света и тени. Как не хватало, да и сейчас не хватает воздуха ученикам, как хочется вырваться из тесных коридоров, но заляпанные окошки-бойницы не пропускают солнечный цвет. Здесь солнца хватит всем - оно будет играть в витражах.


Поточная аудитория, актовый зал, буфет и обеденный зал ("столовкой" его никак не назовешь), медицинские кабинеты с современным оборудованием, студии и кружки, комната отдыха для учителей, медиацентр... Качество отделки на уровне, о чем заверяют даже привередливые мамаши. Но школа все-таки запомнится ученикам не мягкими стульями с пюпитром. Помнить выпускники будут учителей.


- У нас молодой коллектив. Когда все вместе строили школу, поняла - команда сложилась настоящая, - говорит директор.


Напоследок заходим в кабинеты труда - здесь установлены станки, верстаки, швейные машины... О труде помню лишь одно: в тесной комнатушке, которая гордо называлась "мастерская", в течение двух лет выпиливали из железа фигурку орла. Завиток за завитком, надфилем. Тоска! Трудовик говорил: "Взглянете потом на этого орла - и вспомните о школе". Он оказался прав. Та фигурка и сейчас напоминает о школьной непоследовательности и алогичности. Нынешним ученикам, хочется верить, столкнуться с однообразием, скукой и рутиной не суждено.


Прямая речь


Татьяна Ковалева, заместитель министра образования:


- В этом году в школах ждут около 90 тысяч первоклассников. К приходу ребят все готово. Большую помощь при подготовке к новому учебному году оказали шефы, спонсоры, а также родители и педагоги. Учителя работали на волонтерских началах, и местным администрациям, думаю, стоило бы их поощрить. Но есть и проблемы. Не все гладко с выполнением противопожарных мероприятий - на это требуются значительные средства. А особое внимание уделим безопасности на уроках физкультуры. В некоторых школах используют нестандартное спортивное оборудование. Кое-где не закрепляют футбольные ворота. В 2008-м это привело к нескольким трагическим случаям... Это повториться не должно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter