Фестиваль имени Соллертинского в Витебске удачно сочетает традиции и смелый эксперимент

Классика декабря

Фестиваль имени Соллертинского в Витебске удачно сочетает традиции и смелый эксперимент

Музыкальная жизнь Витебска тесно переплетается с российскими исполнителями и коллективами. Истоки этой связи, по мнению заместителя директора Витебского областного краеведческого музея Валерия Шишанова, можно проследить, в том числе, в первые послереволюционные годы. Такие выводы историк сделал, изучив публикации газеты «Наша жизнь», издававшейся в Витебске весной 1918–го. В ней есть сообщения о симфоническом концерте Витебского отделения Всероссийского союза оркестрантов. В то время, к слову, в Витебск переехали многие музыканты из Прибалтики и России. Есть в газете упоминание о планах открытия народной консерватории — учебного заведения, реорганизованного впоследствии в музыкальный колледж. К слову, его преподаватели и учащиеся выступили в начале декабря в день открытия XXVI Международного музыкального фестиваля имени И.Соллертинского. В насыщенной фестивальной жизни Витебска — событие яркое и значимое.

Фото: БЕЛТА

Иван Иванович Соллертинский — крупный советский литературовед, музыкальный и театральный критик. Родился он в 1902 году в Витебске. В 20–е годы перебрался в Ленинград. Профессор Соллертинский преподавал в Ленинградской консерватории, был художественным руководителем Ленинградской филармонии, работал в Театре оперы и балета имени Кирова...

Фестиваль его имени в Витебске объединяет современное музыкальное искусство и классическое наследие. Российская составляющая форума всегда была солидной. И 26–й фестиваль исключением не стал. Во время его открытия прозвучали произведения Моцарта, Свиридова и Шостаковича в исполнении Международного симфонического оркестра «Таврический» из Санкт–Петербурга. Коллектив под управлением Михаила Голикова — постоянный участник «Ночи музыки», «Пушкинских дней России». Интересно, что в нем играют не только российские музыканты, но и виртуозы из Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана и других стран. Большинство из них — ученики Санкт–Петербургской государственной консерватории. Еще одна гостья из Санкт–Петербурга, блеснувшая на сцене Витебской областной филармонии с произведениями Чайковского, Рахманинова, Римского–Корсакова — молодая певица Олеся Петрова. За последние три года в активе приглашенной солистки Михайловского театра — успешные выступления в конкурсах «Радио Франс» и «Голос мира», а также контракт с «Метрополитан–опера». Все это, по мнению художественного руководителя Витебской областной филармонии Нелли Мацаберидзе, делает ее одной из самых популярных меццо–сопрано:

— Концерты фестиваля Соллертинского всегда ориентированы на премьеры. Для витебского зрителя мы открывали имена таких композиторов как Артемов, Лапшин, Тищенко и других. Не меньше внимания уделяется и самым заметным исполнителям современности. Приезд Олеси Петровой как нельзя лучше укладывается в эту концепцию.

Фото: БЕЛТА

Фестиваль Соллертинского посвящен классике. Ему, пожалуй, сложно конкурировать с такими более «легкими» и раскрученными форумами как «Славянский базар» и фестиваль современной хореографии IFMC. Однако и у него в городе есть своя публика, которой организаторы регулярно преподносят сюрпризы в виде смелых экспериментов с жанрами. Когда–то они обогатились за счет органной музыки, фольклора. На этот раз звучал джаз в исполнении квинтета Инги Берзини из Риги. Внедрение субкультуры в академическую музыку Нелли Мацаберидзе считает естественным:

— Джаз 60–х годов XX века — это сложившиеся музыкальные стандарты. Да и Раймонда Паулса, произведения которого играют латышские гости, можно считать современным классиком. Феномен нашего фестиваля, наверное, и заключается в устойчивой связи традиций с новыми музыкальными горизонтами. Надеюсь, для себя и для наших зрителей мы откроем еще много нового и интересного.

Сергей Голесник
SVG–VT@MAIL.RU
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter