Классика авангарда

Ансамбль солистов «Классик–Авангард» начинает сезон с мировых премьер
Ансамбль солистов «Классик–Авангард» начинает сезон с мировых премьер

Имя Йозефа Козловского, безусловно, знакомо музыковедам — в этом году мировая общественность даже отмечает 250–летие со дня рождения композитора. Но до сих пор наследие маэстро широкой аудитории неизвестно. Теперь ансамбль «Классик–Авангард» исправляет ситуацию.

— Козловский — по–настоящему крупный, маститый художник, — рассказывает художественный руководитель и дирижер ансамбля Владимир Байдов. — Служил директором императорских театров Петербурга, писал для больших оркестров. А родился на Могилевщине, сюда же в конце жизни приехал умирать... Не представляю, как можно не знать и не исполнять этого гения, у него же шедевр на шедевре! Однако он не входит в репертуар наших музыкальных учебных заведений — вот парадокс...

Мы беседуем после репетиции — легкая и изящная музыка Козловского очень уместна в интерьере тесноватого, но уютного класса в здании Белгосфилармонии. На одной из стен я замечаю яркое живописное полотно в стиле Анри Матисса. Оказывается, это не что иное, как декорация к «Истории солдата» — музыкальной сказке Игоря Стравинского, поставленной ансамблем несколько лет назад...

В начале 90–х годов прошлого века авангардное стало синонимом прогрессивного и модного. Все, что еще недавно было под запретом, теперь воспринималось новым и свежим. Имена Денисова, Шнитке, Губайдуллиной на афишах вызывали немыслимый ажиотаж. Тогда–то и возник «Классик–Авангард»...

Вообще, все началось с анекдота или, если хотите, с хорошей импровизации, когда Владимир Байдов купил билет и чуть было не пришел зрителем на концерт, где должен был лично дирижировать. Как такового «Классик–Авангарда» в то время не существовало, его предшественником был Ансамбль солистов государственного камерного оркестра Республики Беларусь под управлением Байдова. И вот однажды, вернувшись с гастролей, Владимир Алексеевич увидел афишу, где некая музыкальная группа под названием «Классик–Авангард» исполняла в точности такой же репертуар, как и его музыканты. Концерт должен был состояться на следующий день... Заинтригованный, Владимир Байдов купил билет. А вечером ему позвонил приятель, первый руководитель и создатель «Камераты» Олег Шикунов: «Завтра ты выступаешь, будь готов». Оказалось, что Шикунов пригласил в Минск некоего шведского поэта–авангардиста, арендовал зал и включил коллектив Байдова в свою концептуальную программу, изменив его название на менее официальное. Успех был феноменальный! Послушать молодых и дерзких собралась как профессура консерватории, так и ее студенты — в зале театра «Христофор», где впервые выступал «Классик–Авангард», буквально яблоку негде было упасть...

Кстати, поначалу Байдов был не только руководителем «Классик–Авангарда».

— Раньше я умудрялся играть на контрабасе и дирижировать, но сейчас, поскольку программа сложная, совмещать обе эти функции не получается, — объясняет специфику своего творчества Владимир Алексеевич. — Исполняя музыку современных композиторов, без дирижера никак не обойтись, слишком уж сложные у них музыкальные тексты.

Впрочем, и старинные произведения требуют к себе особого внимания. Зачастую музыкантам удается найти только отдельные оркестровые партии, без партитуры, и приходится изрядно покорпеть над восстановлением утраченной музыки.

— Замечательная белорусская музыка существовала и в XVI веке, и в XVII, звучали оперы, симфонии. Однако все это богатство на долгие годы оказалось невостребованным, — сетует дирижер.

К счастью, у него есть единомышленники. Собственными силами и за свой счет музыканты создали интернет–ресурс, выпустили диски.

— Я заметила, что в вашем ансамбле много молодых лиц, при этом вашему коллективу уже более 20 лет, — делюсь своим наблюдением с Владимиром Алексеевичем.

— Видите ли, наш репертуар — это современная и классическая музыка. А в учебный процесс будущих музыкантов на протяжении долгого времени изучение современного искусства не входило, только сейчас пробелы начинают восполняться. Но пытливость и интерес к новому свойственны молодым. Молодежь всегда в авангарде... Кстати, сегодня мы практически единственные, кто занимается современной белорусской музыкой. И вполне могли бы провести соответствующий фестиваль, как делали это трижды: в 1991–м, 1993–м и 1994–м. За границей ежегодно проходят по 5 — 7 фестивалей современной музыки, а у нас — ни одного. Хочется надеяться, что это временные трудности...

Фото Александра РУЖЕЧКА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter