Классик

90 Анатолию Васильевичу Богатыреву Ему было 27 лет, когда его оперу "У пушчах Палесся", поставленную на сцене ГАБТа Белоруссии, показали в Большом театре СССР во время Первой декады белорусского искусства и литературы в Москве (1940 г.
90 Анатолию Васильевичу Богатыреву

Ему было 27 лет, когда его оперу "У пушчах Палесся", поставленную на сцене ГАБТа Белоруссии, показали в Большом театре СССР во время Первой декады белорусского искусства и литературы в Москве (1940 г.). На премьеру, говорят, пригласили и деда Талаша, прототипа одного из главных героев оперы (в основе произведения - повесть Якуба Коласа "Дрыгва"). Как к уровню классической музыки отнесся легендарный партизан, неизвестно. Но за развитием сюжета следил внимательно. Во всяком случае несколько раз за время премьеры срывался с места - а сидел он в самом центре первого ряда сразу за оркестровой ямой - и просил мельтешившего перед ним дирижера: "Не замiнай!"

А вот как оценил качество оперы Иосиф Виссарионович Сталин, известно доподлинно. О его встречах с автором, Анатолием Богатыревым, легенды ходят. В 1941 году композитору за эту оперу была присвоена Сталинская премия...

Лариса Федоровна Мурашко, композитор, доцент Белорусской государственной академии музыки (кафедра музыки) рассказывает

: - Мне не хотелось бы акцентировать внимание на том, как Анатолий Васильевич получал Сталинскую премию. Просто согласитесь, что получить Государственную премию СССР (после смерти генералиссимуса так стали называть премию имени Сталина) - это не только престижно. Тем более что в личных целях он ее не использовал. А вот авторитет и вес в обществе, которые пришли к нему в связи с получением этой премии, помогли очень многим. Обязательно надо упомянуть, что за те годы, когда Анатолий Васильевич Богатырев возглавлял Союз композиторов БССР, ни один белорусский композитор не был репрессирован. А в годы Великой Отечественной войны, работая проректором Свердловской консерватории, в которую тогда были объединены Московская и Киевская, он, в отличие от ректора, не побоялся подписать приказ о принятии на работу Генриха Нейгауза... Как, вы не знаете этой истории? О! Это "мгновение" из жизни Богатырева очень ярко характеризует его. Дело в том, что известный до войны в СССР великий пианист Нейгауз был этническим немцем. А в начале войны стал известен провокационный проект немецкого указа о том, что в случае победы Германии над Советским Союзом ему, Генриху Нейгаузу, якобы планируется предложить должность министра культуры. Богатырев не только не побоялся тогда подписать приказ о принятии опального пианиста на работу, но и после войны переписывался с ним. А вы из истории знаете, какое это было время.

В 1957 году Богатырев возглавил кафедру композиции в консерватории, и благодаря ему, великому педагогу, у нас появилось целое поколение талантливых композиторов. Опять же, если говорить о "мгновениях", то можно вспомнить, как Богатырев принимал в консерваторию известнейшего сегодня композитора, а тогда обычного смоленского парнишку с гитарой Женю Глебова. Тот приехал в Минск, не то что не имея никакого музыкального образования, но не зная даже нотной грамоты. Анатолий Васильевич тогда прослушал его и сказал: "Ну пока вы сдайте хотя бы то, что знаете". И принял. И не ошибся, угадав в нем будущего композитора. А тот закончил консерваторию с отличием, и в итоге - сегодня он известный композитор, автор музыки к балетам "Альпийская баллада", "Избранница", "Тиль Уленшпигель", "Маленький принц", оперы "Мастер и Маргарита", оперетты "Миллионерша", пяти симфоний и многих сочинений других жанров.

Анатолий Васильевич как-то интуитивно угадывал талант, чувствовал индивидуальность каждого своего ученика. И каждому давал возможность развиться. Не подавляя, он направлял. Поэтому, наверное, у него и выросло целое поколение талантливых, но таких разных композиторов: Генрих Вагнер, Евгений Глебов, Сергей Кортес, Игорь Лученок, Андрей Мдивани, Дмитрий Смольский, Олег Ходоско, получивший в этом году Государственную премию. Это неповторимый Володя Солтан, автор оперы "Дзiкае паляванне караля Стаха", Виктор Войтик, Леонид Захлевный. Представляете, это только часть его учеников! И у каждого есть "мгновения" в жизни, когда Анатолий Васильевич заметил в них искру таланта и смог превратить ее в пламя творчества.

Сам Анатолий Васильевич получил прекрасное классическое музыкальное образование. Отец его, с отличием закончивший Петербургский университет, оказался с семьей в Витебске в очень интересное время, когда там в начале 20-х собрался цвет российской интеллигенции. Еще подростком Анатолий Васильевич имел возможность слушать концерты под управлением гениального дирижера Николая Малько, который и пригласил его, 12-летнего, с мамой на первое исполнение 1-й симфонии Дмитрия Шостаковича. Учился же Богатырев в нашей, открывшейся в 1933 году, консерватории у Василия Андреевича Золотарева, ученика самого Римского-Корсакова. Так что можно сказать, что в основе нашей национальной белорусской композиторской школы - великая российская школа. Притом - петербургская.

Кстати, Анатолий Васильевич преподает до сих пор. Правда, теперь только у себя дома. Вот недавно была у него с группой студентов. Спросила потом у них о впечатлении, которое произвел на них композитор. Они ответили: "Мы как будто побывали в прекрасном, светлом мире. Мире классической музыки".

P.S.

Текст визировался вечером 13 августа, в день рождения Богатырева. Лариса Федоровна рассказала, как поздравляли юбиляра. В 11.00 было поздравление Международной славянской академии наук, образования и культуры. Потом - от Союза композиторов. В полдень пришла целая делегация из Администрации Президента с огромным букетом. Были вручены Почетный знак Министерства культуры и ценный подарок. Конечно же, было поздравление и от нашей Академии музыки.

И - море цветов. Целый день Ларисе Федоровне пришлось водить в квартиру юбиляра делегации желающих поздравить патриарха классики. Напоследок пригубили с ней по капельке шампанского. За здоровье Анатолия Васильевича!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter