Классический герой

Заслуженному тренеру СССР Владимиру Изопольскому исполнилось 70 лет
Заслуженному тренеру СССР Владимиру Изопольскому исполнилось 70 лет

Порой хитросплетение реальных человеческих судеб настолько неожиданно, что авторам научно–фантастических романов и сценаристам голливудских блокбастеров ничего не остается, как завидовать черной завистью тем сюжетам, что написаны матушкой–жизнью. Думал ли когда–нибудь молодой пловец из Херсонской области, что войдет в мировую элиту тренеров по греко–римской (тогда классической) борьбе? Мог ли Владимир Изопольский, о котором идет речь, предполагать, что станет одним из организаторов борцовского турнира имени Героя Советского Союза Льва Доватора и что впоследствии приобретет дачный участок в деревне Хотино Бешенковичского района, именно там, где родился легендарный командир времен Великой Отечественной? Вот и не верь после этого в совпадения и предопределенность!

Трудолюбие — самый большой талант

К 1968 году Изопольский как тренер заявил о себе во весь голос. К этому времени он вырастил целую группу сильных борцов: Петр Шашков выиграл первенство страны среди сельских спортсменов, Виктор Исаков победил на первенстве СССР среди юношей, а Николай Хитряков дважды оказывался сильнейшим на молодежном первенстве Союза.

Наставник предпочитал работать с мальчишками с городских окраин — ДСК, улицы Гагарина, где просил своих маститых питомцев подыскивать ему «материал». Как раз в это время к нему пришел 12–летний парнишка, на которого Владимир Николаевич сразу и внимания не обратил. А тут еще отец мальчика объявился: «Родители, — говорит, — против увлечения сына, повлияйте на ребенка, отвадьте от борцовского зала!»

Ничего не сказал Изопольский ученику, а, напротив, стал к нему присматриваться и понял, что мальчишка обладает фантастической работоспособностью: его наказывают в загородном спортивном лагере, заставляя бежать кросс вокруг озера, а тому лишняя нагрузка — только в радость! Побеседовал Владимир Николаевич с Игорьком Каныгиным (так звали мальчика) и выяснил, что тот в столь юном возрасте поставил цель — добиться в спорте самых высоких результатов. «Безусловно, — вспоминает Изопольский, — талант у Каныгина присутствовал, но его работоспособности я поражаюсь и по сей день. С тех пор я считаю, что именно трудолюбие — самый главный талант для спортсмена».

«Серебро» с золотым отливом

На московской Олимпиаде в сборной Союза за вес 90 килограммов отвечал двукратный олимпийский чемпион Валерий Резанцев, а Владимир Изопольский, не будучи лицом официальным, за олимпийским турниром по классической борьбе наблюдал с трибуны. Один из старожилов витебского областного телевидения Валерий Зельвинский, возглавлявший в Москве группу монтажа на турнире тяжелоатлетов, рассказал мне такую историю: «Как–то на трибуне я разглядел Владимира Изопольского и Викентия Дмитриева, чья ученица, олимпийская чемпионка по гимнастике Лариса Петрик, работала в Москве телекомментатором, и упросил знакомого режиссера, кстати, в прошлом борца, чаще показывать их в эфире. Приехав домой, я узнал, что благодаря олимпийским трансляциям наши маститые тренеры стали прямо–таки героями в родном Витебске. Когда я рассказал Изопольскому, что немножко к этому причастен, вместе мы, наверное, выпили целый тазик шампанского!»

Но в Москве Изопольскому было не до пенных напитков: в Олимпийскую деревню не пробраться, к спортсменам не подойти — организаторы боятся терактов и провокаций. «Честно говоря, — вспоминает Владимир Николаевич, — поначалу я надеялся на призовое место, но и финальная схватка с Новиньи, как теперь мне кажется, могла завершиться в пользу Игоря. Зная, что Каныгин мощно проводит весь поединок, тренеры венгра настроили своего подопечного, чтобы тот набрал как можно больше очков в первые минуты. К концу, когда соперник «завял», мы действительно были близки к «золоту», но не хватило времени, чтобы отыграть всего одно очко. Счет 6:7 означал, что Игорь на Олимпиаде занял второе место».

Американцы, бойкотировавшие Игры в 1980–м, объективно не могли вмешаться в борьбу за призовые места в «классике». Это сейчас благодаря специалистам из бывшего Союза у них этот вид спорта на подъеме, а тогда большинство экспертов прочили Каныгину звездное будущее — ведь в Москве он обыграл всех сильнейших, в том числе неоднократного чемпиона мира шведа Андерсена. Прогнозы сбылись через год, когда Игорь выиграл чемпионат мира. В 1984–м в Лос–Анджелес ему нужно было только приехать, чтобы получить золотую олимпийскую медаль. Но, как известно, на Игры в США сборная СССР не поехала по политическим причинам. Победа в альтернативной «Дружбе–84» для Каныгина и его наставника была слабым утешением.

«Равнение на Изопольского!»

И сейчас Изопольский и его титулованный воспитанник продолжают трудиться бок о бок в Витебской областной школе высшего спортивного мастерства. Только теперь оба они — тренеры, причем Владимир Николаевич выступает в роли помощника Игоря Владимировича Каныгина. «Хотелось бы дать дорогу молодым, — говорит заслуженный тренер СССР, — но не хотят выпускники вузов вкалывать за 150 — 180 тысяч рублей. И я их понимаю! Да и среди спортсменов нет той конкуренции, что была при Союзе. Варятся ребята в собственном соку, превращаются в «домашних» борцов, теряют психологическую нацеленность на результат. Если раньше мастера спорта больше 10 раз в год участвовали в представительных соревнованиях, то теперь взрослые витебские «греко–римляне» кроме чемпионата страны хорошо если поборются дома на турнире Доватора и съездят в Гродно да в Санкт–Петербург. На поездки, тренировочные сборы, полноценное питание нет денег. У спортивного руководства другие приоритеты, да и у нас нет настоящего лидера, который заставлял бы других ребят тянуться за собой, позволял нам, тренерам, «козырнуть» в коридорах власти, чтобы поддержать реноме вида спорта. Но мальчишки хорошие есть, поэтому–то мы и не теряем надежды, что у нас в городе когда–нибудь снова появится новый чемпион».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter